Принцип распыления краски, как способ изобразительной деятельности родился ещё в каменном веке. Эксперты убеждены, что древние отпечатки ладоней на стенах пещер сделаны именно методом напыления красящего вещества. Для нанесения этих и иных рисунков в некоторых случаях использовалась костяная полая трубка, наполненная растительным красителем. Можно сказать – краскопульт каменного века. Но технология аэрографии в ее современном понимании зародилась относительно недавно.
Родителем современной аэрографии, я думаю, можно считать Эбнера Пилера, ювелира из штата Айова (США).В 1879 году, он при помощи ложки, иглы от швейной машины, согнутой отвертки, старых паяльных трубок и гнутого металла, скрутив все это вместе на нескольких деревянных брусках, собрал первый аэрограф. Соединив его с собственным запатентованным ручным воздушным компрессором, он назвал это устройство так: «распределитель краски» для живописи акварелью и других художественных целей.
В апреле 1882 г. компании Charles and Liberty Walkup выкупили права на это изобретение, заплатив $700, и инвестировали еще $150 в два новых опытных образца. Уже к августу они продали 63 «распределителя краски» Фотографическому конвенту в Индианаполисе. В 1884 г. была зарегистрирована компания Airbrush Manufacturing Company в Рокфорде, и началось настоящее развитие бизнеса, который распространился по всему миру.
В 1884 г. на Международной выставке в Нью-Орлеане была продемонстрирована новая конструкция Phoebe Walkup. Огромный успех этой модели стал хорошим трамплином для компании. Были открыты небольшие классы для обучения людей пользованию новым художественным инструментом. Однако спрос оказался настолько большим, что в 1888 г. была открыта «школа искусств штата Иллинойс», чтобы разместить всех заинтересованных студентов.
Однако надо сказать, что большинство книг по аэрографии, где даны исторические ссылки, называют иную дату появления airbrush. В 1893 г. на «мировой ярмарке в Чикаго» Thayer and Chandler постарались оспорить права Walkup на название «Airbrush». Правды ради нужно отметить, что их конструкция больше напоминала современные аэрографы. Разработчик Чарльз Бердик начал свои эксперименты, модифицируя существующую схему airbrush, намереваясь сделать его легче и более похожим на ручку. Считается, что именно Чарльз Бердик в 1893 г. зарегистрировал первый патент на устройство airbrush, подобное тому, которым мы пользуемся сегодня.
В ХХ веке аэрография на машинах начала зарождаться с появления в начале века аэрографии на мотоциклах Harley Davidson, через какое-то время подошел черед и автомобилей.
Впервые рисунки появились на гоночных машинах. Помимо номеров и рекламных эмблем спонсоров, на кузова гоночных болидов начали наносить различную символику. Рисунки на машинах несли либо устрашающий характер, либо это были изображения трофеев, завоеванных в гонках данным водителем или командой, либо отметки о количестве побед в гонках.
Достаточно скоро автолюбители, глядя на гоночные болиды, обратили внимание на возможность раскрасить автомобиль в соответствии с собственными вкусами.
Первая современная аэрография автомобилей появились в 20-х годах ХХ века в США. Поначалу рисунки были примитивными и состояли из нескольких цветов. Это были в основном декоративные и стилизованные изображения огня, летящей птицы, в частности орла, бегущей лошади, и т.п. Постепенно тематика и стилистика изменились, аэрография на авто начала развиваться, как новый вид искусства техника начала усложняться.
Бум на разрисованные авто пришелся на послевоенные годы. И особенно много таких машин с аэрографией появилось в 60-е годы. Любой уважающий себя автолюбитель считал своим долгом сделать аэрографию на своём автомобиле, пусть не сложную и не дорогую, но обязательно поддержать новое течение моды.
В Европе этот вид искусства появился в 80-е годы, в России как обычно с «небольшим» запозданием – в 90-е. Все началось с продажи в ларьках и авто-магазинах наклеек, которые эмитировали аэрографию на автомобилях. Затем самые отчаянные поклонники аэрографии решились на раскраску своих автомобилей под зебру, черепаху, тигра, леопарда и т. д. Но и тогда это были лишь эксперименты маляров-энтузиастов и художников-графитчиков, умельцы эти трудились чаще всего в гаражах и напыляли огонь, драконов, орлов по трафарету из краскопульта.
Всего за какой-то десяток лет Российская аэрография прошла вековой путь развития Американской аэрографии (тут мы их догнали). Если в начале 90-х рисунки на машинах выглядели как ученические работы незадачливого художника-экспрессиониста, т.е. были либо слишком яркими, этакий «вырви глаз», либо наоборот тусклыми, напоминающими издалека какое-то повреждение на кузове автомобиля, да и по самому рисунку было видно, что художник не имеет художественного образования. Сейчас, спустя десятилетие, ситуация поменялась, аэрографией занялись художники прошедшие академическую школу изобразительного искусства, аэрография на авто уже не смотрится вмятиной или другим кузовным повреждением, она стала гармонично сочетаться с цветом автомобиля, формы и динамика рисунка поддерживают динамику и формы самого автомобиля. Да и помимо динамики и цвета сам рисунок стал профессиональней, если вы сегодня закажите себе аэрографию лошади или огня, к примеру, то они действительно будут похожи на огонь или лошадь, а не так, как в 90-х, когда аэрография была похожа на какой-то отрывок из самодельного мультфильма студента анимационного училища.
На данный момент аэрография доросла до того, что отдельные работы можно считать произведениями искусства, имеющие культурную, художественную и дизайнерскую ценность.