Рынок демонстрирует обратную логику. Примечательно, что о повышении цен дилеры объявили одновременно или даже раньше постановления правительства об увеличении таможенных пошлин на новые и подержанные иномарки. Это позволяет предположить, что они знали о намерениях государства.
Рост таможки нам по старой привычке объяснили защитой отечественного производителя. Если еще пять лет назад речь шла о АвтоВАЗе, ГАЗе, Ижмаше, УАЗе, то есть о судьбах десятков тысяч бездельников, не желавших выпускать качественную и недорогую продукцию, то сегодня правительство трудно упрекнуть в популизме. В стране открыт или готовится к открытию добрый десяток современных заводов иностранных компаний, – установление повышенных пошлин облегчает жизнь и им.
Пошлина поднимается на машины возрастом до 3 лет до 30% стоимости или 1,2 – 2,8 евро с каждого кубического сантиметра рабочего объема двигателя, на 3 – 5-летние – до 35% или 1,2 – 2,8 евро с кубика, а на более старые автомобили – от 2,5 до 5,8 евро за кубик. В значительной степени пошлины стали ответом на тенденцию продаж нестарых иномарок (рост с 500 – 600 тыс. в 2008-м до миллиона единиц в 2009 году).
Согласитесь, если пригнанная из Германии годовалая иномарка будет стоить практически столько же, сколько новая в салоне, это не есть гут как для перегонщика, так и для дилера. Но если первый понесет от этого реальные убытки, то у второго открывается возможность поднять цену (потому что новая машина в любом случае лучше старой). Конечно, представители японских фирм будут объяснять это повышение невыгодностью курса йены (в интерпретации Volvo речь зайдет об укреплении шведской кроны), однако суть не изменится – с такого богатого рынка, каким является Россия, все постараются выжать максимально много. И даже АвтоВАЗ, тоже вдруг решивший поднять цены на 2 – 3 % (и объяснивший это необходимостью компенсировать инфляционные издержки), будьте уверены – неплохо заработает.
Другой вопрос, что в декабре 2008 года цены серьезно упали. Так, на Jaguar XF скидка достигала 25%. Или же компании завлекали клиента иными способами. И все для того, чтобы компенсировать связанное с общим экономическим кризисом охлаждение интереса. Косвенно, подвижки дилеров в декабре обнажили величину прибыли, получаемой ими с каждой проданной новой иномарки. В ряде случаев можно даже говорить о сверхприбыли.
Чего ждать в январе? Помимо цен на сами автомобили выросла и стоимость кредитов. Очевидно, следует ждать и повышения цены на страховку. В целом это уменьшит покупательский ажиотаж и с галопического 30-процентного роста наш автомобильный рынок уменьшит темп до разумных 6-10% (которым все равно будет завидовать Запад). С другой стороны, российские представители многих компаний столкнутся с необходимостью реализовать неликвиды с европейских площадок. Практика распродаж стоковых иномарок применялась и раньше, однако на этот раз положение осложнится тем, что таких машин будет значительно больше (кризис покупательской активности в Европе) и стоить они будут дороже (поскольку попадут под годовалые пошлины). Уже в декабре ряд компаний (например Honda) постарались завести склад в Россию и растаможить его по прежним ставкам. Возможно, прошлогодние неликвиды станут в январе-феврале 2009 года наиболее привлекательным товаром у автомобильных дилеров.
Объявляя о повышении цен на новые иномарки, дилеры выговаривают себе и лучшие условия для реализации стоковых машин годовалой выдержки.
В целом, нам дали ясно понять, что в нашей стране автомобиль по-прежнему остается роскошью, а не средство передвижения. Хочешь кататься – за ценой не постоишь. Неотъемлемые составляющие царящего у нас отношения к машинам – повальная покупка водительских удостоверений, хамство на дорогах, пренебрежение собственной безопасностью за рулем и безопасностью окружающих, взяточничество сотрудников ГИБДД.