[...]Есть автомобили, негативные отзывы о которых встретить практически невозможно. Один из таких – Mazda MX-5, прославившаяся прежде всего возрождением кузова родстер. "Второе пришествие" родстеров ознаменовалось появлением в 1989 году новой Mazda MX-5 или Miata. До этого времени производство родстеров было свернуто из-за ужесточившихся требований к пассивной безопасности.
Существует легенда, что MX-5 это модель фирмы Lotus, которая, разработав проект, отложила его на дальнюю полку. В поисках платформы для нового родстера фирме Mazda и были предложены те самые чертежи. Так что в MX-5 изначально заложен дух английских спортивных автомобилей.
Мы начали путь на новой Mazda MX-5 в степях Ставрополья и финишировали в горах Кавминвод. С утра, для того чтобы автожурналисты "выпустили пар", их ждала ознакомительная поездка на всех моделях спортивной линейки Mazda. Гонять можно было по специальной размеченной конусами трассе, завязанной в кольцо и расположенной на военном аэродроме. Цель поездки – почувствовать разницу в поведении трех разных приводов – заднего на RX-8, переднего на 3MPS и полного на 6MPS.
Пока я шел с ключами к автомобилю несколько прохожих остановили меня одинаковыми вопросами: «Сколько сил у нее под капотом?» и «С какой скоростью она едет?». Красный спортивный родстер привлекает внимание не хуже НЛО. У Mazda MX-5 160 л. с., а максимально скорость – 215 км/ч. Но разгоняться до предела на MX-5 так же глупо, как и проверять ее на бездорожье. Ее удел – динамичное движение, и хорошо, если бы оно происходило в подобающем пейзаже – например, на дороге, идущей вдоль берега моря или по живописному горному серпантину.
В отличие от большинства спортивных автомобилей внешность MX-5 нельзя назвать агрессивной. Немного "набыченный" капот, раздутые «жабры» - то есть колесные арки. MX-5 больше похожа на добродушного сомика. Корма автомобиля, с широкими арками, кругляшами стоп-сигналов и "зализанными" углами, гармонично сочетается с передней частью. Оказывается биодизайн еще не вышел из моды.
Если с поднятой крышей MX-5 приземистый автомобиль, то без верха подоконная линия оказывается на уровне бедра и в салон хочется запрыгнуть, как какой-нибудь герой американского фильма. Посадка в MX-5 специфическая, за рулем скорее полулежишь с вытянутыми ногами, наблюдая в ветровое стекло длинный капот. Несмотря на отсутствие регулировки руля по вылету и спортивного кожаного кресла по высоте, удобно устроиться не проблема. Приборы неплохо читаются. Рукоятка КПП – словно продолжение тебя, а вот "ручник" оставили от "праворульной" версии, чтобы им воспользоваться приходится тянуться.
Вдоволь повизжав покрышками на спорт-карах, мы отправились по федеральной трассе в Кисловодск. Предстояло преодолеть около 230 километров. Несмотря на боковой ветер, припекало солнышко, поэтому крышу решено было сложить. Размыкаем фиксатор, нажимаем кнопку, двенадцать секунд, и купе превращается в элегантный родстер. Крыша состоит из трех секций, которые выполнены из композитного материала и складываются электроприводом. Все замечательно, но управлять механизмом складывания крыши на ходу не получится. Если вдруг на светофоре вы решили поднять или сложить крышу, остальным придется дождаться окончания процесса, поскольку трогаться в этот момент нельзя.
Места в багажнике на 150 литров хватит лишь для небольших сумок. Для мелких вещей предусмотрен бокс за подлокотником и "бардачок" в который без проблем помещаются папки формата A4. Оба, что логично для родстера, могут запираться на ключ. В подлокотнике и дверях есть место для бутылочек. Откровенно говоря, смутило качество пластика в интерьере. В спортивном родстере хотелось бы видеть материалы дороже и приятней на ощупь. А тут хоть и плотно подогнанный, но жесткий пластик, разбавленный черной лакированной вставкой, именуемой piano black. Кроме черной кожи можно заказать "веселенькую расцветочку". В нашей версии была установлена аудиосистема BOSE с сабвуфером. Загружаю диски в чейнджер расположенный на консоли, но магнитола отказывается читать MP3. Неожиданно - Ipod поддерживается, а MP3 нет! Придется искать CD audio. Прочитав диск, аудиосистема порадовала сочным динамичным звуком, причем процессор изменяет звучание при сложенной крыше.
На хорошо просматриваемой двухполосной дороге ведущей с полигона, с обочиной и крутыми виражами можно было бы устроить один из асфальтовых допов в раллийной гонке. Первая же связка поворотов показала, что пределы у этого шасси весьма велики. 17-дюймовые колеса с низкопрофильной резиной Michelin Pilot Preceda не реагируют даже на откровенные провокации вроде сброса газа в повороте, а система стабилизации даже при небольшой пробуксовке прекращает подачу топлива. Разогнавшись сильнее, под тягой прохожу очередной вираж - запищала резина, начался занос, плавно переходящий в скольжение всех четырех колес. Сбрасываю газ и автомобиль возвращается на траекторию, ввинчиваясь в поворот. При этом контроль стопроцентный. Спасибо одинаковой развесовке между передними и задними колесами и "gram strategy". Последнее означает, что в процессе создания нового родстера все детали автомобиля конструкторы посадили на «диету», стремясь снизить вес автомобиля. Останавливаюсь на обочине, выворачиваю руль. Разглядываю двойные поперечные рычаги, а в центре желтое пятно – однотрубник Bilstein, амортизатор – легенда автоспорта! В Ставрополе пропустив один из "лежачих полицейских" стискиваю зубы, представляя, как чиркнем передним бампером об асфальт при съезде. Ничего подобного! Упругая подвеска отрабатывает "приземление" без пробоя. MX-5 по-спортивному жесткая. На неровностях серьезно потряхивает, однако ни элементы подвески, ни кузов не издают звуков. Жесткость кузова по сравнению с предыдущей версией значительно увеличена, что благоприятно сказалось на управляемости.
Мощности скоромного 160-сильного мотора вполне хватает, чтоб в городе оторваться от потока. Однако, глядя на два патрубка выпускной системы ожидаешь более бодрящего звука. Тяга двигателя довольно ровная, а начиная с 4000 об. мин. можно ехать на любой передаче. Максимальный крутящий момент достигается при 5000 об. мин. Система стабилизация отключается одним касанием. Даром, что задние колеса оснащены самоблокирующимся дифференциалом, сорвать их в занос в повороте пустяковое дело. Хвост метет эффектно, но и рулем приходится работать довольно активно, спасибо короткой рулевой рейке. На трассе руль живет своей жизнью. Когда колеса попадают на покрытия с разным рельефом, то кажется, что гидроусилителя нет вовсе. Баранка, словно в припадке, рвется из стороны в сторону. Однако если крепко держать руль, курсовая устойчивость сохраняется. Тормоза эффективные, такие, как и ожидаешь от спортивного родстера.
На трассе комфортная скорость с опущенным верхом составляет около 120 километров в час. Можно ехать и быстрее, но тогда даже самые безжизненные волосы оживают. Температура за бортом в тот день была около 12 градусов и печка, включенная на среднюю мощность, вполне эффективно справлялась с микроклиматом в салоне. Поменявшись местом с пассажиром я обнаружил, что несмотря на симметричность в MX-5, с правой стороны дует сильней. Видимо причина была в сильном боковом ветре. Включил подогрев сиденья, который удивил своей мощностью. Достаточно 10 секунд, чтобы оно превратилось в горячую грелку. С одной стороны, скорость нагрева впечатляет, но есть и недостаток - отсутствие регулировки нагрева.
Приехав в аэропорт Минеральных Вод, припарковавшись и опустив крышу, я осознал свою ошибку. За два дня поездок по Кавказу так и не проехался с жестким верхом! Когда садишься за руль родстера, над головой светит солнце, а вдаль убегает лента шоссе, жесткий верх недооцениваешь. Для чего он? Разве что на ночь защитить салон от пыли.
Хотя, как заявляют в Mazda, жесткий верх был создан для эксплуатации 365 дней в году, но в России из 12 месяцев с удовольствием получится ездить лишь летом. Mazda MX-5 не первая и даже не вторая машина в семье. Это настоящая машина на уикенд. Совершая прогулки на Mazda MX-5 можно отдыхать не только душой, но и телом, принимая воздушные и солнечные ванны.
На отечественный рынок Mazda MX-5 поставляется в двух комплектациях. Версия "Energy", со 126-сильным двигателем объемом 1.8 л. Ее цена 34900$. Двухлитровая 160-сильная "Sport". Последняя на 5000$ дороже. Отличия в подвеске от Bilstein, мощной аудиосистеме BOSE, кожаном салоне, климат-контроле, подогреве сидений, противотуманными и ксеноновыми фарами с омывателем и 17 дюймовыми дисками. Покупая автомобиль для души экономить на таких радостях неуместно.
Вспоминая прошедшую бесснежную зиму, хочется верить, что весна и осень также будут без осадков. В этом случае заявленная цифра - 100 родстеров, которые Mazda планирует продать в 2007 году, и 150 в следующем, для нашей страны выглядит реалистично.