Началось всё ещё в самолёте, когда командир корабля поприветствовал пассажиров и представился… Фернандо Алонсо. Вот так номер! К счастью (или к сожалению?), управлял 320-м «аэробусом» не двукратный чемпион мира Формулы-1, а его соотечественник-тёзка. Но настроение было задано ещё до прибытия в Барселону, ведь познакомиться нам предстояло с самыми «горячими» версиями SEAT Ibiza.
[...]На вид – и впрямь горячо. Зажигает! Обычная Ibiza отлично подойдёт молодой испанке, чтобы кататься из колледжа в кондитерскую после сиесты. Внешность, созданная под руководством Люка Донкерволке, пришлась по душе девушкам – теперь это действительно клубная Ibiza, чего не скажешь о предшественницах, на которых бабушки ездили в церковь. Но спросите горячего кабальеро, сядет ли он за руль такой? Ответ будет однозначен – нет. А если это будет CUPRA? С радостью!
Главное отличие Bocanegra от остальных «заряженных» SEAT Ibiza – в оформлении передка. Чёрная вставка на бампере, чёрные зеркала и полностью чёрные "внутренности" фар, видимо, станут популярными тюнинговыми аксессуарами среди владельцев обычных CUPRA и FR
|
Тем более, если дело касается «дизайнерской» модификации Bocanegra. Нашумевший концепт испанцы показали на прошлогоднем автосалоне в Женеве, уже тогда намекнув, как будут выглядеть самые быстрые SEAT Ibiza. А в итоге Bocanegra добралась и до конвейера. Конечно, только с «начинкой» от версий FR или CUPRA.
А вот сзади Bocanegra копирует Ibiza CUPRA во всём, кроме шильдика на задней двери. Большой стеклянный люк – опциональное оборудование для любой из Ibiza. Но, к сожалению, он открывается только вверх. И то ненамного
|
Не устоял и я. Первой я пригласил «на танец» белоснежную SEAT Ibiza SC CUPRA Bocanegra – соблазнился на контрастную чёрную «мордашку» и стеклянную крышу. Между прочим, Bocanegra с испанского так и переводится – чёрный рот. И это исторический реверанс в далёкие 70-е – тогда похожим решением передней части щеголяли «заряженные» SEAT 1200 Sport и 1430 Sport.
SEAT Ibiza SC CUPRA Bocanegra – «нишевый», имиджевый автомобиль. Если на долю комплектации Ibiza Sport приходится четверть всех продаж, а FR выбирают 5% покупателей, то CUPRA может похвастать лишь двумя процентами. Однако «сеатовцы» намерены увеличить эти показатели, а Bocanegra сделает отличную рекламу спортивным версиям Ibiza
|
Интересно, что эти две машины роднит не только чёрная «помада». Ведь под капотом CUPRA Bocanegra – бензиновый мотор объёмом 1,4 литра, как и у 1430 Sport. Но если 20 лет назад идейный вдохновитель мог похвастать лишь 77 «скакунами», то современная чертовка располагает табуном в 180 «голов».
Двигатель 1.4 TSI – настоящий инженерный шедевр. Он уже четвёртый год подряд считается лучшим в своей категории (от 1,0 до 1,4 литра) по версии жюри International Engine of the Year, а в этом году завоевал престижный титул в общем зачёте. Под капотом Ibiza CUPRA он развивает 180 сил и 250 Н•м, а дефорсированный вариант для Ibiza FR выдаёт 150 «лошадей» и 220 «ньютонов» соответственно. Мотор отлично тянет, но «перчика» в его характере, увы, не хватает. Да и звук «бедноват»
|
Мотор сам по себе уже не нов – концерн Volkswagen ставит его на дюжину своих моделей, но цифра 180 в графе мощность «забита» под Ibiza CUPRA. Это самый могучий его вариант! Чтобы «выдуть» столько «лошадей», пришлось оснастить маленький блок и механическим нагнетателем, и турбонаддувом.
Интерьеры всех трёх модификаций фактически идентичны и отличаются разве что логотипами и накладками на руле, передней панели и приборном щитке. Руль удобен, но подрулевые переключатели скоростей требуют привычки – поначалу то «поворотник» зацепишь, то пульт управления магнитолой. Пластик дорогим не назовёшь, но в целом материалы подобраны вполне неплохо
|
Первый работает с самых низов до 2400 оборотов, потом в диапазоне 2400-3500 компрессор и турбина «поют» дуэтом, а дальше «улитке» и вовсе не требуется никаких помощников. Жаль, что характер мотора при этом получился слишком скучным. Он уверенно тянет вплоть до 6,5 тысяч без каких-либо подхватов, а дальше… коробка передач переходит на ступень выше.
Сиденья одинаковые и в FR, и в CUPRA, и в Bocanegra – разница лишь в оформлении. Для повседневной езды они подходят хорошо, а вот более требовательным «драйверам» они покажутся слишком мягкими, да и на серпантине боковая поддержка не может похвастать плотными «обьятиями»
|
Да, и это, пожалуй, главное шокирующее известие для любого поклонника «хот-хэтчей» – SEAT Ibiza CUPRA, как и FR, оснащаются исключительно роботизированными семиступенчатыми коробками DSG. Отказ от «механики» объяснили легко и просто – мол, и в Формуле-1, и в высших дивизионах кузовных гонок, и в чемпионате мира по ралли уже давно используются секвентальные КПП с управлением подрулевыми рычажками.
Задние места – не самый важный аспект для «горячего» хэтчбека. Но, тем не менее, двое взрослых людей разместятся здесь без проблем
|
Так-то оно так. Вот только гоночные коробки чаще всего оставляют выбор передачи за пилотом. А DSG самовольничает! То одновременно с водителем решает, что ей пора бы тоже переключиться вверх и в результате вместо, скажем, третьей подтыкает четвёртую. То упирается и не хочет перескакивать на две ступени вниз при двойном нажатии левой «гашетки».
Центральная консоль – и вновь различия в мелочах. В Bocanegra - имитация под карбон, в CUPRA – глянцевый пластик, а FR лишена и того, и другого. Климат-контроль отлично справляется с жарой, а вот в магнитолу лучше сразу запихнуть компакт-диск – радио она ловит не слишком охотно. Оснащение, кстати, весьма приличное - в «базу» для испанского рынка входят все системы безопасности (кроме надувных занавесок), круиз-контроль, управление музыкой и телефоном на руле и система оповещения о падении давления в шинах. А за доплату – би-ксеноновые фары, подогрев сидений, панорамная крыша, шторки безопасности и интеграция с iPod
|
Удивляет и чересчур «экономичная» настройка КПП в режиме D – на седьмую она переключается очень быстро, а если скорость упадёт до 60 км/ч, то не торопится менять ступень, дожидаясь, пока мотор вот-вот забьётся в конвульсиях на низких оборотах. Спортивный режим этого, конечно, лишён и всегда держит двигатель в «тонусе». Но тогда Ibiza слишком нервно реагирует на подачу топлива. Зато коробка обучена делать перегазовки при переходе на пониженную и весьма умело с этим справляется.
Стрелки приборов в «нулевом» положении смотрят вниз, настраивая на спортивный лад. Да и к щитку приборов не придерёшься - всё понятно и удобно. Навигатор фирмы TomTom – более дешёвая альтернатива интегрированным «сусаниным». Вставляется прибор в штатное гнездо с подзарядкой и работает ничуть не хуже привычных систем
|
Так что DSG хоть и не лишена недостатков, но при активном драйве в спортивном режиме она работает очень хорошо. Однако для большинства покупателей такая КПП - настоящий подарок, ведь она избавляет от манипуляций со сцеплением, а по «автоматическим» меркам работает очень хорошо. Что до резких переключений, так это из-за «сухого» сцепления, вместо «мокрых» фрикционных дисков у её шестиступенчатой «родственницы». Избаловала нас та коробка, что ни говори…
Багажник объёмом 284 литра – стандартный размер для современного хэчтбека B-класса. А вот назвать «запаской» полноразмерную 17-дюймовую покрышку на литом диске (!) язык не повернётся – приятный сюрприз!
|
Яркая и стильная внешность, но скучный мотор и нервная коробка? И это SEAT? Мрачнее тучи съезжаю с автобана и упираюсь в серпантин. Меняюсь на обычную CUPRA. Нам туда! Боже, какие дорожки! Вверх, вниз, вправо, влево, закрытые повороты. А ведь по краям скалы и отбойники. Не хватает только штурманского голоса в наушниках. Третий правый, вниз, не резать!
Неудивительно, что Испания родила и вырастила немало быстрых пилотов в различных дисциплинах. И сразу же чувствуется, что SEAT подошёл к настройке шасси со знанием дела. Вот где надо ездить на Ibiza CUPRA! Здесь уже наплевать и на не самый выразительный звук мотора, а его ровный характер превращается во благо – нет нужды следить за тахометром.
CUPRA – это низкий и агрессивный бампер, пять дополнительных прорезей под решёткой радиатора и отличное от версии FR шасси. Клиренс уменьшен на 5 миллиметров, пружины стали жёстче на 15%, а также пересмотрены характеристики амортизаторов. К слову, платформа здесь такая же, как и у новейшего Volkswagen Polo. Схема подвесок идентична - спереди стойки McPherson, сзади - полузависимая конструкция. Боковые воздухозаборники не несут никакой функциональной нагрузки. Бестолково, но эффектно
|
И пусть ESP здесь не отключается полностью. Это не беда, ведь её работу почти не замечаешь – вмешивается она лишь тогда, когда водитель, потерявший голову, начинает «терять» машину. А на выходе из крутых «шпилек» помогает электронная имитация блокировки дифференциала XDS – «открываться» можно немного раньше. Эх, ещё «механику» бы сюда взамен заумного «робота».
Большой «USB-порт» в заднем диффузоре – бутафория. На самом деле в нём скрываются 2 круглых выхлопных патрубка. К слову, если внутри водитель и пассажиры вынуждены слушать занудный шум мотора, то снаружи ситуация гораздо лучше – здесь двигатель слышно в полную силу, а если топить педаль в пол, то при переключениях слух радует эффектное стравливание выхлопных газов
|
И рулится CUPRA «вкусно». Быстро, точно и с огоньком реагирует на действия удобным «бубликом», а под сброс газа не прочь «подмести» хвостом. Конечно, под контролем «ошейника» ESP. Но есть пара нюансов. Первыми сдаются шины, которые перегрелись на 33-градусной жаре и просили о пощаде уже после второго прохождения серпантина. Ведь вместо Bridgestone Potenza RE050A, что стояли на Bocanegra, тут совершенно «гражданские» Pirelli P7. Странный выбор для «хот-хэтча», способного набирать «сотню» за 7,2 секунды и ехать 225 км/ч, скользить покрышки начинают слишком рано.
А после третьего захода капитулировали тормоза. Причём опциональные, с 4-поршневыми суппортами AP Racing с логотипами SEAT Sport и 312-миллиметровыми дисками взамен 288 мм в «базе». Но справедливости ради, надо отметить, что досталось им немало. А если обойтись без фанатизма и не шокировать местный трафик, сломя голову срезая повороты, то эффективность не вызовет претензий. Разве что хотелось бы чуть больше цепкости в начале хода – педаль приходится продавливать глубже.
SEAT Ibiza FR выглядит не столь злобно. Тем более, в таком скромном цвете. Её сразу выдаёт сдвоенный хромированный «выхлоп», а вместо CUPRA или Bocanegra на задней двери красуется Ibiza. Кстати, диски на всех трёх версиях – 17-дюймовые, шинами размерности 215/40 R17. Но дизайн колёс, естественно, разный
|
Точно там же я оседлал и менее мощную версию FR. Удивительно, но несмотря на недостаток 30 «лошадей» и 30 «ньютонов» крутящего момента (150 сил и 220 Н•м соответственно), FR-ка не слишком-то отстаёт на серпантине от более «злой» CUPRA. Правда, до тех пор, пока менее хваткие тормоза не перегрелись. Но на шоссе разница между двумя «горячими» испанками более существенна – FR ощутимо медленнее разгоняется. По паспорту – за 7,7 секунды до сотни. Максимальная скорость – 211 км/ч.
У нас все три быстроходных Ibiza появятся не раньше конца осени. Цены для России пока не объявлены, они будут обнародованы ближе к дате начала продаж. В Европе "горячие" SEAT стоят сопоставимо с конкурентами, так что судьба моделей на российском рынке будет зависеть от того, насколько выгодную цену сможет выбить дистрибьютор у завода
|
В общем, перед поклонниками компактных «зажигалок» от SEAT стоит нелёгкий выбор, ведь любая из быстроходных Ibiza в состоянии удовлетворить их амбиции. И всё-таки они немного разные. FR слегка мягче на неровностях, да и коробка уже не столь досаждает излишне резкими реакциями, ведь управлять ей приходится меньшим крутящим моментом. Она отлично подойдёт для города, но не позволит вытирать о владельца ноги и на извилистых дорожках.
Спереди Ibiza FR выглядит хоть и злобно, но не настолько, как старшие «сёстры». Серебристые корпуса зеркал – традиция версий FR. А ещё только FR из этой тройки может быть доступна в пятидверном исполнении
|
CUPRA – это боец. Более дерзкий, чем FR. Более яркий, чем FR. Но и более требовательный. Впрочем, и здесь от «пилота» не требуется слишком многого – роботизированная коробка избавляет от манипуляций со сцеплением, а неотключаемая ESP и электронная «блокировка» XDS простят ещё и ошибки в управлении. Этакий спорт для всех. Универсальная «гантель» уже поступила к европейским дилерам и оценивается в 22 500 евро – на 1900 евро дороже Ibiza FR, которая появится в шоу-румах в течение месяца.
Ещё одна сложившаяся традиция – цвета специальных версий. Так, например, фирменный оттенок для CUPRA – ярко-жёлтый. А FR по замыслу SEAT должна быть красной. Правда, красных FR на презентации, как ни странно, практически не было
|
А что Bocanegra? О, ей суждено ловить завистливые взгляды. Когда мы стояли возле трёх разных модификаций, именно о ней постоянно спрашивали проходящие мимо испанцы. Менее словоохотливые просто показывали большой палец, направленный вверх. Тем более, что выбрав Bocanegra, не придётся ничем жертвовать. Достаточно просто выбрать отправную точку – FR или CUPRA.
SEAT особенно гордится тем, что их новые «зажигалки» лидируют в классе. Правда, не по скоростным качествам, а по количеству вредных выбросов и расходу топлива – они минимальны. Сколько углекислого газа выбрасывает CUPRA за километр пути, проверить не вышло, а вот «кушает» при активном драйве она вполне в меру – 11 литров на сотню «вёрст». Кстати, именно экологические показатели и «похоронили» дизельную версию, хотя раньше она присутствовала в гамме, да и победы SEAT в WTCC к этому можно причесать. Впрочем, от тяжёлого топлива SEAT не отказывается – работы ведутся, но это долгосрочная перспектива
|
Агрессивная и стильная Bocanegra – словно эссенция, вобравшая в себя всё лучшее от Ibiza. Как будто именно такой изначально дизайнеры и видели Ibiza. Однако за внимание придётся доплатить. Стоит Bocanegra на 860 евро дороже Ibiza FR и на столько же больше Ibiza CUPRA. И покрасоваться этим летом на ней уже не удастся – продажи начнутся только в сентябре. Причём ежегодный запланированный выпуск – не более 1000 машин!
Впрочем, на знаменитом «золотом побережье», 200-километровой зоне чудесных пляжей Коста-Дорада, зимы и не предвидится. Так что если будете в тех краях, отвлекитесь хотя бы на денёк от шезлонга и мохито, возьмите напрокат SEAT Ibiza и махните на ближайший серпантин. А будет это FR, CUPRA или Bocanegra – не имеет значения. Удовольствие и эмоции гарантированы. Не зря ведь девизом SEAT выбран слоган Auto Emocion.
ИСТОРИЯ
SEAT 1200 Sport – это не только далёкий предок новейшей Bocanegra, но и первая машина, самостоятельно разработанная в техническом центре SEAT в Марторелле. Выпуск модели начался в 1975 году, а позже дебютировал SEAT 1430 Sport с более мощным мотором
|
Акроним CUPRA образован из слов Cup Racing. Своему появлению оно обязано заводской раллийной программе – двухлитровые «кит-кары» SEAT Ibiza CUPRA три года подряд (с 1996 по 1998) побеждали в чемпионате мира по ралли в своей категории
|
В 1996 году на свет появилась первая по-настоящему «заряженная» Ibiza. Под капотом – двухлитровый 16-клапанный «атмосферник» мощностью 150 лошадиных сил, который сменил на боевом посту старый 8-клапанный 115-сильный мотор
|
Спустя три года, после рестайлинга Ibiza CUPRA получила «всефольксвагеновский» турбомотор объёмом 1,8 литра, который в этом варианте развивал 156 сил. Хэтчбек массой 1119 кг мог разогнаться до "сотни» за 7,9 секунды и достичь скорости 218 км/ч
|
Редкий зверь – SEAT Ibiza CUPRA R. Машина выпущена тиражом всего в 200 экземпляров, из которых 75 отправили к сумасшедшим фанатам «хот-хэтчей» в Великобританию. 1,8-литровый турбированный мотор форсировали до 181 л.с., а крутящий момент поднялся до 235 Н•м. Разгон «0-100» за 7,2 секунды и 225 км/ч «максималки» сделали её одних из самых быстрых компактныъ хэтчбеков того времени
|
Третье поколение Ibiza дебютировало в 2002 году и тогда впервые появилась модификация FR (Formula Racing), которая стала промежуточной между обычными Ibiza и «заряженными» CUPRA. Впрочем, и FR могла поддать жару – 150-сильный двигатель с наддувом обеспечивал ей неплохую динамику на уровне 8,4 секунды до 100 км/ч
|
SEAT Ibiza CUPRA со сменой поколений радикально не изменилась. Тот же 181-сильный мотор, тот же фирменный ярко-жёлтый цвет. А в 17-дюймовых колёсах – мощные тормоза. Но над двигателем немного поработали – крутящий момент вырос до 245 Н•м. Машина набирала «сотню» за 7,3 секунды, а максимальная скорость увеличилась до 230 км/ч
|
Был у SEAT Ibiza CUPRA и ещё один интересный вариант – дизельный! Известный «фольксвагеновский» турбодизель объёмом 1,9 литра форсировали до впечатляющих 160 сил и 330 «ньютонов» крутящего момента. Спринт «0-100» за 7,6 секунды и «максималка» в 220 км/ч – отличные показатели для «чадилки». И это при среднем расходе почти на 4 литра меньше, чем у бензиновой CUPRA – 7 литров против 10,9
|
КОНКУРЕНТЫ
Единственный конкурент SEAT Ibiza FR на российском рынке (после того, как Peugeot отказалась от поставок 150-сильного 207 GT, Ford Fiesta ST была снята с производства, а Volkswagen опомнился насчёт Polo GTI только на излёте поколения) – это Opel Corsa GSi. Оснащена машина турбомотором объёмом 1,6 литра, который развивает 150 «лошадей» и способна набрать «сотню» за 8,1 секунды. Максимальная скорость – 210 км/ч. Цены стартуют с отметки 767 200 рублей за трёхдверную версию. Пятидверка на 10 тысяч дороже
|
Opel Corsa OPC – первый эксперимент спортивного отделения компании в этом сегменте. 192-сильный турбомотор объёмом 1,6 литра обеспечивает малышке незаурядную динамику – 7,2 секунды до «сотни», а разогнаться она может до 225 км/ч. Правда, несмотря на очень злобную внешность, для гоночного трека машина подходит не лучшим образом. Её стихия – автобаны и «светофорные» гонки. Впрочем, там, в основном, они и встречаются. Цена – от 887 700 рублей
|
Полная противоположность Opel Corsa OPC – Clio Renault Sport (RS). Эта не играет бутафорскими «мышцами», зато в активах имеет высокооборотный двухлитровый атмосферник мощностью 197 лошадиных сил, эффективные четырёхпоршневые тормоза Brembo и превосходно настроенную подвеску с отдельными поворотными кулаками. Стритрейсеры на такую глаз не положат, а вот спортсмены и любители оценят хорошую готовность к трек-дням. Стоит машина 838 700 рублей в весьма недурственном базовом оснащении. Модель уже пережила рестайлинг, но модернизированные Clio RS доберутся до России только в следующем году
|
Peugeot 207 RC берёт другим. Он не такой «безбашенный», как Corsa OPC и не ходит в спортзал, как Clio RS. Зато у него классный интерьер, приятная внешность и огромная стеклянная крыша в качестве опции. А тяги 175-сильного турбомотора объёмом 1,6 литра хватает, чтобы закрыть глаза на старую 5-ступенчатую коробку передач. Стоит стильный француз от 839 тысяч рублей
|
Самый стильный и оригинальный - это, конечно, Mini. Тот же двигатель, что и у Peugeot 207 RC, но в сочетании с резкими и точными реакциями на руле превращает Mini Cooper S в генератор удовольствия. На такой машине без внимания не останешься точно. Но есть и недостатки - Cooper S на наших дорогах превращается в шейкер, а на стыках и неровностях предательски спрыгивает с траектории. Так что все свои прелести он проявляет только на ровном покрытии. Ценник может отпугнуть - 1 миллион 72 тысячи за скромно оснащённый Cooper S, зато только у него есть 6-ступенчатый «автомат» в качестве опции, что неизменно привлекает представительниц прекрасного пола. Которых, теперь, видимо будет переманивать SEAT Ibiza SC CUPRA с новомодной коробкой DSG
|
Вадим Гагарин
Фото автора
Технические характеристики SEAT Ibiza FR, Ibiza SC CUPRA