Попробуем представить, каким должен быть лучший автомобиль для большой семьи. Просторным? Безусловно – пять мест для взрослых и два детских откидных «стульчика» сзади. Конечно же, безопасным. А ещё в меру тихим и достаточно комфортным, чтобы не отправлять к мануальному терапевту половину «экипажа» после дальней поездки. Но, как правило, водителю, который втихаря мечтает покорить Нюрбургринг, кайфа от такой машины достаётся не больше, чем наркоману, вдыхающему сахарную пудру вместо убойного «кокса».
[...]
Базовые колёса для Toyota Verso – 16-дюймовая «штамповка», за доплату поставят «литьё», а самые дорогие версии оснащаются легкосплавными дисками на дюйм больше
|
Конечно, есть и исключения вроде безумного «сарая» Opel Zafira OPC. Но жена быстро заработает проблемы с позвоночником, а детей придётся возить в шлемах – это единственный способ оставить салон в чистоте во время скоростного прохождения участка «дом-магазин-дача». В конце концов, вы останетесь один в семиместном «вагоне» с 240-сильным мотором и жёсткой подвеской с 18-дюймовыми низкопрофильными «катками». И купите себе спорткупе.
Эффектный изгиб на бортах – дань аэродинамике. Коэффициент Cx удалось сократить до 0,295, что является рекордным показателем в классе.
|
Есть другой вариант – турбированный Ford S-Max. Но рассекать по городу на машине размером с «маршрутку» – то ещё удовольствие. Так что ж, неужели у любителей путешествий со всей семьёй нет никакого выбора? Toyota утверждает, что есть – это новый компактвэн Verso. Принять экзамен у новичка мы смогли на презентации в Португалии.
С такого ракурса проще всего спутать новый Verso с бывшей Corolla Verso. Ответ стоит искать в уже упомянутой «загогулине» на дверях и, конечно, в шильдиках
|
Снаружи – это обыкновенная серая Toyota. Скажем, если отойти метров на 20, то вообще с трудом можно различить, что это за модель – новый Verso, прежняя Corolla Verso или вообще Avensis Verso. И к чему всё это разнообразие? Точно так же подумали и маркетологи Toyota, которые в итоге оставили на европейском рынке только один «автобус» – Verso.
Слово Verso, по словам представителей Toyota, взято от английского «versatility», что означает разносторонность, гибкость, универсальность
|
Да, теперь больше нет никаких приставок к названию – в этом Toyota не так и оригинальна. Ведь Ford C-Max в своё время лишился имени Focus, а Renault избавила от двойной «фамилии» Megane Scenic. Теперь это уже раскрученные за счёт популярных семейств гольф-класса компактвэны. Но есть у Verso одно интересное отличие от конкурентов. На это слегка намекает «мордашка» машины. Узнаёте? Новый Avensis!
Внешность Toyota Verso разработана в европейской студии ED2, а это – один из дизайнерских скетчей. Пожалуй, серийный вариант смотрится интереснее и гармоничнее раздутого «гибрида» Auris-Camry
|
Сходство не случайно – под кузовом теперь скрывается платформа, которая используется и на Avensis. Конечно, она модернизирована для возможности установки третьего ряда сидений, а колёсная база увеличена до 2780 мм (у Авенсиса она на 8 см короче). Но если сравнить габариты новой модели и прежней Corolla Verso, то разница будет не слишком значительной (+ 8 см в длину, +2 – в ширину, да и база лишь на 3 см больше).
В Verso используется фирменная система трансформации салона Toyota Easy Flat-7, которая позволяет получить один из 32 вариантов установки кресел. Причём любое из сидений второго ряда можно двигать в диапазоне 19,5 см, либо увеличивая багажник или пространство на «детских» местах, либо пространство для ног в среднем ряду. В последнем случае это расстояние, как уже можно догадаться, будет рекордным в классе. Кроме того, к услугам пассажиров – откидные «самолётные» столики
|
Так что пассажирам жаловаться не придётся – места особенно много на втором ряду. Немало внимания уделили и обзорности, чтобы все обитатели Verso могли наслаждаться видами из окон. А вот места на «галёрке», скорее, условны – взрослые тут поместятся с трудом.
Взрослых лучше сажать вперёд – на третьем ряду сидений в Verso будет удобно только детям. Но это типично для всех представителей сегмента C-MPV
|
Что уготовано водителю? Ведущий инженер проекта Verso, Масато Кацумата, не уставал повторять – мол, вы ощутите реальное удовольствие от вождения. Японец говорил это с нескрываемым энтузиазмом, так что я ему поверил. Первым мне достался для знакомства Verso с бензиновой «четвёркой» объёмом 1,6 литра и шестиступенчатой «механикой».
Объём багажника при семиместном размещении увеличен с 63 до 155 литров, что является, опять же, лучшим показателем в классе. Если сложить задний ряд, то он вырастает до 440-484 литров (в зависимости от исполнения), а максимальный объём колеблется от 1009 до 1026 литров
|
На бумаге всё круто. 132 «лошадки» и 160 Н∙м крутящего момента – отличные показатели для мотора такого объёма. Но на самом деле никакого восторга. Несчастный двигатель трудится на каждой передаче до «отсечки», чтобы обеспечить полуторатонному компактвэну заявленный разгон «0-100» на уровне 11,7 секунды. А на горных дорожках стало и вовсе грустно – управляется Verso и правда очень неплохо, но мотора откровенно не хватает.
В интерьере Verso полно «цитат» с родственных моделей Avensis и Auris. Но приборный щиток свой, уникальный, и он перекочевал с привычного положения на «антресоль». Центральное расположение вверху передней панели часто встречается в этом классе и, кстати, не вызывает никакого дискомфорта – читаются шкалы легко и быстро. Качество материалов не отталкивает, а в салоне полным-полно отделений для мелких предметов
|
Главная виновница вялой динамики – коробка передач. Ступени намеренно «растянули», чтобы обеспечить хорошую экономичность и низкие выбросы углекислого газа – это сулит хорошие налоговые льготы в некоторых странах Европы. Вот и приходится постоянно гонять стрелку тахометра. Хорошо хоть, что внутри весьма тихо – «тойотовцы» плодотворно поработали над шумо- и виброизоляцией кузова. Так что назойливый вой в салон практически не проникает.
Обзорность с места водителя также подверглась пристальному вниманию инженеров – боковые зеркала стали на 40% больше, а площадь очистки заднего стеклоочистителя выросла на 10%. Кроме того, увеличены диапазоны регулировок сидений и руля
|
После такого рандеву с Verso не ожидал я ничего особенного и от модификации с 1,8-литровым двигателем и бесступенчатым вариатором Multidrive S. Конечно – разгон сократился лишь до 11,1 секунды, а максимальная скорость и вовсе не изменилась – всё те же 185 км/ч. Как же я ошибался!
При активации спортивного режима коробки Multidrive S кнопкой слева от рычага изменяется только логика работы вариатора – он изменяет передаточное отношение из экономичного диапазона на тяговый. А навигационная система даже на «португальских» машинах уже умела общаться по-русски. Правда, она имела несколько забавных речевых «ляпов», которые пообещали устранить до начала продаж в России
|
Вариатор – умница! Он настолько здорово разбирается с возможностями мотора (147 сил и 180 Н∙м), что такое перевоплощение Verso просто удивляет. Главное – переключиться в спортивный режим, тогда управляющая электроника КПП не стесняется использовать пониженные «передачи». А ещё лучше – взять управление на себя. В ручном режиме вариатор имеет 7 «фиксированных» ступеней. Вперёд на знакомый серпантин!
В задних фонарях Toyota Verso использованы светодиоды, которые не только более долговечны и ярче светят, чем традиционные лампы накаливания. Они потребляют на 88% меньше электроэнергии и, что самое главное, срабатывают быстрее на 180 миллисекунд. Казалось бы, незначительная разница, но на скорости 100 км/ч машина успевает за это время проехать 6 метров
|
Подлетаю к повороту, дважды щёлкаю по удобному подрулевому переключателю, коробка перескакивает на две ступени вниз и под бодрый рык Verso быстро ввинчивается в «шпильку». Класс! Совсем не этого ждёшь от воплощения семейной мечты. Но тем сильнее впечатления.
Несмотря на увеличившиеся габариты и колёсную базу, радиус разворота Verso уменьшился до 5,4 метра. Это чувствуется – развернуться на Verso можно чаще всего за 1 приём, да и маневрировать – сплошное удовольствие
|
Система стабилизации работает классно – она не мешает получать эмоции и вступает в работу только тогда, когда они уже начнут зашкаливать. К слову, VSC входит в стандартное оснащение Verso. Нет претензий и к тормозам, которым временами действительно приходилось несладко.
Схема подвесок Toyota Verso довольно проста – стойки McPherson спереди и торсионная балка сзади. Но по сравнению с предшественницей изменения радикальные: увеличена колёсная база, передняя и задняя колея, а также серьёзно изменены настройки задней подвески. Стала жёстче и передняя подвеска. Жёсткость кузова на скручивание выросла на 5%. Всё это благотворно повлияло на управляемость и устойчивость машины. Кстати, электроусилитель рулевого управления впервые для Toyota, предлагаемой на европейском рынке, получил интересную особенность - если электроника распознаёт, что руль поворачивается слишком быстро, чем требуется, она автоматически уменьшает производительность усилителя для лучшей плавности движения
|
Удобнее Verso с вариатором и в городе – он избавлен от манипуляций не самым внятным сцеплением. А ещё любой из Verso может похвастать хорошей обзорностью – крупные зеркала и большая площадь остекления облегчают движение в толчее Лиссабона. Кстати, машину можно оснастить камерой заднего вида, которая выводит картинку на дисплей в салонном зеркале. Добавить к этому огромную стеклянную крышу и можно принимать солнечные ванны всей семьёй.
Было бы странно, если Verso обошёлся без очередного рекорда. Площадь панорамной стеклянной крыши на Verso (1,37 кв.м) – лучший показатель в классе среди односекционных конструкций. Интересно, какие ещё рекорды придумают в Toyota для следующего поколения машины?
|
Впрочем, «панорамка» актуальна больше для чистой Европы – у нас владельцы машин со стеклянной крышей чаще наблюдают тучи сквозь грязные потёки. Но даже не это расстраивает больше всего в случае с Verso. Нам не достанется дизель! И чёрт с ней, с экономичностью, моторы на «тяжёлом» топливе подкупают другим.
Модернизированное семейство дизельных моторов D4-D (вверху) отличается увеличенным до 2000 бар давлением в топливной рейке, а также новым поколением пьезоэлектрических форсунок – это позволило уменьшить вредные выбросы и улучшить экономичность на 18%. Любой из трёх двигателей D4-D удовлетворяет экологическому стандарту Евро-5.
Бензиновые двигатели (внизу) получили технологию Valvematic – это дальнейшее развитие успешной системы изменения фаз газораспределения Dual VVT-i. Фазовращатели по-прежнему изменяют время открытия клапанов и на впуске, и на выпуске, но теперь электроника может плавно, бесступенчато регулировать ход впускных клапанов. Это улучшает наполнение цилиндров топливно-воздушной смесью и в результате позволяет повысить мощность и снизить расход топлива и уровень выбросов углекислого газа
|
Двухлитровый 126-сильный вариант, в принципе, ничем не примечателен. А вот турбодизель объёмом 2,2 литра – это уже по-взрослому. 150 сил, 340 Н∙м, шестиступенчатый «автомат» – отличное сочетание, если учесть, что «сотню» такой Verso набирает за 10,1 секунды, разгоняется до 195 км/ч и потребляет в городском цикле всего 8,4 литра солярки.
В Toyota планируют распределение российских продаж так: пяти- и семиместные версии будут продаваться примерно поровну, а вот на долю самой доступной модификации с 1,6-литровым двигателем придётся лишь 30%. Остальные 70 процентов – у более мощного варианта
|
Но это не всё. Лучше всего вписывается в концепцию, созданную Масато Кацумата, форсированный вариант этого мотора. 177 лошадиных сил, 400 «ньютонов» и механическая КПП – вот он рецепт самого «драйверского» Verso. Максимальная скорость – 210 км/ч, а первую сотню стрелка спидометра пролетает за 8,7 секунды. Очень круто для семиместного «сарая»! При этом «городской» расход на целый литр меньше, чем у 150-сильного варианта.
Безопасности уделено огромное внимание – Toyota Verso оснащается семью подушками безопасности. Причём боковые «занавески» продлены и до третьего ряда сидений. Кроме того, в ногах у пассажиров двух задних рядов расположены специальные энергопоглощающие накладки. Улучшена и защита пешеходов, а наличие в «базе» системы стабилизации должно обеспечить Verso 5-звездочный рейтинг ассоциации Euro NCAP даже по новым правилам. Кстати, у предшественницы, Corolla Verso, и так было 5 звёзд, да и новый Avensis разбили на «отлично»
|
И всё это великолепие до нас не доедет. Почему? Ответы банальны. У нас и дизтопливо явно не соответствует стандартам Евро-5, а и без того небольшой межсервисный интервал (бензиновые моторы надо обслуживать каждые 10 тысяч километров) пришлось бы сократить вдвое. Вряд ли кому-то захочется ездить на сервис каждые два месяца.
В базовое оснащение Toyota Verso входит и система помощи при старте в гору – Hill-start Assist Control, а избежать пробуксовки поможет «трекшн-контроль» TRC
|
А главное – сколько бы у нас продали дизельных Verso? Это в Старом Свете на долю таких машин, по расчётам маркетологов, придётся 55%. В России едва ли разошлась хотя бы сотня за год – дорого. В общем, на наш рынок будут поставляться исключительно бензиновые модификации Verso.
В России для Toyota Verso предложат 2 мотора и 4 комплектации. Базовая версия – 1.6 «Комфорт» с МКПП, в оснащение входит кондиционер, передние электростеклоподъёмники и подогрев сидений. Ступенькой выше – 1.8 «Комфорт+» с «механикой», здесь уже все 4 стекла открываются кнопками, есть противотуманки, а руль обтянут кожей. Дальше – семиместные модификации с 1,8-литровым мотором и вариатором. «Элеганс» означает 17-дюймовые литые диски, а на вершине «Престиж», напичканная по полной – камера заднего вида, двухзонный «климат», датчики света и дождя, бесконтактный доступ и даже навигационная система
|
Основными покупателями Toyota видит молодые семьи в диапазоне 25-40 лет. Причём Toyota планирует весьма активно продвигать Verso и увеличить долю этой модели в российском объёме продаж с 0,5 до 2,5 процента. Попробуем посчитать. В прошлом году было продано 923 экземпляра Corolla Verso. А за первое полугодие 2009-го – ещё 513 машин. Сравниваем с общим для Toyota результатом за шесть месяцев (38 015 машин) и получаем 1,34%. И это с уходящей на пенсию моделью.
Адаптация к российским условиям пройдёт по стандартной программе – аккумулятор повышенной ёмкости и запасное колесо. Правда, пока не ясно, будет ли это «докатка» или полноразмерное колесо. Подвеска получит пакет для плохих дорог с изменёнными настройками и увеличенным на 10 мм клиренсом
|
Забавно, что основными конкурентами называются Volkswagen Touran, Renault Scenic, Mazda5 и Citroen C4 Picasso – их Corolla Verso действительно переплюнула по продажам в первом полугодии 2009-го. Но как быть с Ford C-Max и Opel Zafira? Первый продаётся в 2 раза лучше, а Opel аж втрое! И пусть у Форда нет семиместной версии – ведь Verso тоже можно купить с двумя рядами сидений.
Как и предшественница, Corolla Verso, новая модель производится на заводе Toyota в Турции. Именно высокий курс йены и вынудил отказаться руководство компании от Yaris Verso и Avensis Verso – японская сборка не позволяла сделать цену конкурентоспособной. На модернизацию предприятия потрачен миллиард евро. Здесь же, кстати, производятся и седаны Corolla
|
Успех Verso в России в первую очередь будет зависеть от цен, которые пока известны только ориентировочно. Но много ли найдётся желающих купить компактвэн с двигателем 1.6 и «механикой» за 880 тысяч рублей – ожидается, что в момент начала продаж в сентябре Verso будет стоить примерно так? Ведь это почти на сотню дороже Corolla Verso с мотором 1.8. В Toyota уверены, что Verso «пойдёт» и строят амбициозные планы, в открытую называяя её лучшим представителем сегмента C-MPV. Но для многих цена может оказаться важнее удачного компромисса «драйверских» качеств и семейных ценностей.
Технические характеристики Toyota Verso
Текст: Вадим Гагарин
Фото автора и компании Toyota
АЛЬТЕРНАТИВА
Кого называть соперниками компактвэна Toyota Verso? Однообъемники длиной от 4250 мм до 4600 мм и шириной от 1750 мм до 1850 мм. Таковых набирается несколько – подобные автомобили предлагают большинство азиатских и европейских производителей. Что предпочитают россияне? Оценим рыночную статистику 2008 г.
1. Opel Zafira – 9771 проданный автомобиль.
Большое семейство? Выбирайте семиместный Opel Zafira! Основное достоинство компактвэна – патентованная конструкция, которая позволяет просто и быстро сложить сидения. Скучно? Нисколько! Заводной характер машинки впечатлит азартных водителей. Opel Zafira заставляет покупателей задуматься, предлагая 6 двигателей, включая экономичный дизельный 1.9 CDTI и экстремальный бензиновый 2.0 OPC.
Что почем? Наиболее дешевая – Zafira 1.6 МТ Essentia (105 л.с.) – 703 тыс. руб., наиболее дорогая – Zafira 2.0 MТ OPC (240 л.с.) – 1 млн. 113 тыс. руб. Подходящий компромисс – 1,8-литровые экземпляры: от 773 тыс. руб. за авто с «механикой» и от 793 тыс. руб. за авто с «автоматом».
Мы рекомендуем Opel Zafira 1.8 Enjoy (773 тыс. руб.).
Гарантия – 24 месяца без ограничения пробега.
2. Ford C-Max – 5565 проданных автомобилей.
Ford C-Max напоминает обыкновенную легковушку. Причем «легковая» внешность дополнена «легковым» содержанием: фордовский компактвэн довольно динамичен и абсолютно послушен. Но рекомендуем игнорировать автомобили, оснащенные 100-сильным двигателем, который награждает компактвэн характером флегматика.
Ford C-Max предлагает 5 двигателей: 3 бензиновых и 2 дизельных. Причем комплектаций – множество: от простенькой Ambiente (от 795 тыс. руб.) до роскошной Titanium (от 940 тыс. руб.). Золотая середина – комплектация Trend.
Мы рекомендуем Ford C-Max 1.8 Trend (876 тыс. руб.).
Гарантия – 24 месяца или 100 тыс. км.
3. Mazda5 – 2002 проданных автомобиля.
Хотите Mazda6, но приходится перевозить большое семейство? Посмотрите Mazda5 – настоящий представитель поколения «zoom-zoom», который предлагается и в 5-местном, и в 7-местном вариантах. Традиционное достоинство Mazda, азартную управляемость, дополняют отличная пассивная безопасность и широкие возможности трансформации.
Принято считать, что компактвэн Mazda5 несколько дороговат. Но сегодня ценники довольно приемлемы: базовая версия 1.8 MT Family – 745 тыс. руб., топовая версия 2.0 AT Active – 1 млн. 62 тыс. руб.
Мы рекомендуем Mazda5 1.8 Touring (857 тыс. руб.).
Гарантия – 36 месяцев или 100 тыс. км.
4. Renault Scenic – 1542 проданных автомобиля.
Семейство компактвэнов Renault объединяет стандартный 5-местный Scenic и удлиненный 7-местный Grand Scenic. Автомобили отличаются огромным количеством разнообразных ящичков и емкостей. Причем родоначальник компактвэнов, лишенный пассажирских сидений, становится полноценным развозным фургончиком, предоставляя владельцу 2 кубометра полезного пространства.
Для Renault Scenic предлагается всего два бензиновых двигателя либо 1,6-литровый (115 л.с.), либо 2,0-литровый (135 л.с.) двигатель. Начальные комплектации французского однообъемника довольно доступны: Scenic 1.6 МТ Genea – 763 тыс. руб., Grand Scenic 1.6 МТ Autentique – 807 тыс. руб.
Мы рекомендуем Renault Grand Scenic 1.6 Confort (842 тыс. руб.). Причём лучше не тянуть с покупкой – стартовало производство третьего поколения машины, которое к концу года доберётся и до России.
Гарантия – 24 мес. или 100 тыс. км пробега.
5. Volkswagen Touran – 1252 проданных автомобиля.
Солидная внешность, продуманный эргономичный интерьер… Типичный представитель семейства Volkswagen! Отсюда характерная техническая особенность Touran – малокубатурные турбированные двигатели TSI и преселективная трансмиссия DSG. Но основное достоинство компактвэна – потрясающие возможности трансформации.
Volkswagen Touran отличается нескромными ценниками: стартовая комплектация – 798 тыс. руб! Причем упомянутый автомобиль оснащается скромным 1,6-литровым 102-сильным мотором. Экземпляры, оснащенные двигателями TSI и трансмиссиями DSG, несколько дороговаты – 956 тыс. руб.
Мы рекомендуем Volkswagen Touran 1.4 TSI МТ Conceptline (889 тыс. руб.).
Гарантия – 24 мес. без ограничения пробега.
6. Citroen C4 Picasso – 416 проданных автомобилей.
Продавцы предлагают 5-местный C4 Picasso и 7-местный Grand C4 Picasso. Но обладатель привлекательной современной внешности отличился нелюбовью покупателей: и устаревший Citroen Xsara Picasso, и невыразительный Kia Carens продаются намного активнее! Однако в Toyota считают C4 Picasso одним из основных конкурентов, невзирая на лишь 10-е место Citroen C4 Picasso по итогам прошлого года.
Чтобы привлечь внимание российской публики, Citroen переписал ценники: компактвэны подешевели на 70 тыс. руб.
Базовый C4 Picasso 1.6 MT Classique стоит 744 тыс. руб. (раньше – 814 тыс. руб.), базовый Grand C4 Picasso 1.6 MT Classique стоит 789 тыс. руб. (раньше – 859 тыс. руб.).
Мы рекомендуем Citroen C4 Picasso 1.6 MT Classique (744 тыс. руб.).
Гарантия – 24 месяца без ограничения пробега.
Текст: Алексей Кованов
Фото фирм-производителей