Ну, наконец-то, народ не обманули – с весны дилеры нас пугали «концом скидок» и вот они к октябрю начали сворачивать специальные акции. Впрочем, делается это не слишком заметно. Лишь некоторые продавцы снимают броские рекламные объявления, большинство поступает хуже – декларирует скидки, при этом тихой сапой повышая цены. Приз за жадность в этом месяце мы бы дали американским концернам-производителям. А за скромность по итогам сентября можно было бы всерьез наградить японцев, аппетиты которых пока остаются умеренными.
[...]Одним из самых щедрых на скидки брендов почти весь 2009 год был Opel, пока еще официально представляемый в России американским General Motors. Что ни месяц – то обновление списка специальных предложений. Разумеется, каждый раз с угрозой вот-вот свернуть «выгодные» акции. Вот и сейчас: сентябрьские скидки продлены до 31 октября и даже объем этих самых скидок кажется прежним. От цены малютки-Корсы производитель, как и полгода назад, готов откусить в пользу клиента 30 000 рублей, Astra вроде как обойдется на 50 000 дешевле зафиксированной в прайс-листе цены, а Antara –дешевле на 100 000 рублей.
Все бы хорошо, но вот загвоздка – даже со скидкой самая простая Corsa (трехдверка с литровым мотором) с октября стоит 433 600 рублей! Год назад такой автомобиль обходился ровно на сто тысяч меньше, а всего три месяца назад Corsa в базе продавалась по 391 000 рублей. С кроссовером Opel Antara еще печальней – в июне за машину официальные дилеры просили от 857 900 рублей. Нынче же Opel Antara даже с учетом специальной октябрьской акции стоит от 1 095 900. И это скидки?!
Отличились в октябре и маркетологи бренда Mercedes-Benz. Компания до сих пор распродает автомобили «особой серии» - заявленная летом акция теперь названа специальным предложением, действительным до 31 декабря. Скидки даются на машины, выпущенные в 2009 году в фиксированной комплектации. По акции, как обещает представительство, вроде бы можно купить, например, модель С 180 K за 1 300 000 рублей. Однако в свежих прайс-листах указана совсем другая цена на С 180 К Limited Edition – 1 379 000 рублей. Кто зажал почти целую сотню тысяч?
Автомобилями в фиксированной комплектации торгует и концерн BMW. По-прежнему на складах продавцов еще можно найти завалявшиеся машины 1 и 3 серии по ценам 788 400 и 1 111 100 рублей соответственно. Остались и неликвидные кроссоверы BMW X3 – как бензиновые, так и дизельные. Заметьте, все эти машины не нашли своих хозяев аж с начала лета. Впрочем, концерн BMW есть за что похвалить. С марта месяца марка не поднимала свои цены ни на рубль. «Трешка» как стоила в начале весны 1 133 800 рублей, так столько и стоит в середине осени. «Пятерка» как продавалась по 1 616 300, так по столько же и продается.
Совсем иная политика у марки Ford. На первый взгляд, спецакции у Форда только набирают обороты. Например, с 1 октября по 31 декабря действует «уникальное» предложение на покупку Ford Focus – от первоначальной цены машины продавцы готовы скинуть до 75 000 рублей. Но что такое первоначальная цена? Даже со скидкой трехдверный Ford Focus с 80-сильным двигателем 1,4 литра, с МКПП и в бедноватой комплектации Comfort обойдется в октябре в 466 000 рублей. А после Нового года, по окончании акции, этот автомобиль будет стоить уже не меньше 521 000 рублей. Впрочем, есть и действительно «вкусное» предложение: Ford Focus ST 2008 года выпуска сейчас реально купить за 795 000 рублей. Почти столько же эта машина стоила и год назад. Но рекомендованная розничная цена для ST, собранного в текущем году, составит уже 1 141 100 рублей.
Подорожали по осени и все автомобили марки Chevrolet. Рекомендованная импортером розничная цена на, например, кроссовер Chevrolet Captiva теперь начинается от 1 027 700 рублей. А самый простой хэтчбек Lacetti теперь стоит 487 000 рублей. Трехдверный Aveo с двигателем объемом 1,2 литра, согласно прайс-листу, обойдется в 415 000. Таким образом, бренд Chevrolet подогнал свои цены под запросы конкурентов, подняв стоимость машин до уровня того же Форда, которого многие обвиняют в жадности.
Однако подъем цены и этот импортер не афиширует. Продавцы сообщают, напротив, о скидках! Действительно, от новой цены на Chevrolet Captiva дилеры скидывают по 155 000, а от стоимости Aveo они готовы уступить до 75 000. Специальная акция, как и у конкурентов, продлится до Нового года. Но, как ни крути, даже с учетом скидок машины стали дороже.
Примерно такая же «красота» творится у марки Citroen, празднующей свой 90-летний юбилей. Круглую дату компания вполне предсказуемо решила отметить скидками – с 1 октября по 31 декабря официально распродается весь модельный ряд Citroen. От стоимости машин продавцы готовы скинуть от 60 000 до 150 000 рублей. Заодно действует специальная кредитная программа: все автомобили бренда можно купить под девять процентов годовых. Причем, как подчеркивает импортер, скидки суммируются со льготой по кредиту – и вроде как выходит двойная выгода.
Так, да не так. Скидки и льготный кредит у Citroen есть. Правда, распространяется эта «замануха» лишь на машины, выпущенные в 2008 году. Но теперь внимание: еще в августе Citroen C-Crosser можно было купить за 885 000 рублей (с учетом тогдашней акции), а сейчас такая же прошлогодняя машина обойдется в 994 000 рублей. Подорожание на сотню – вот это скидка!
А собрат юбиляра, японская фирма Mitsubishi, зачем-то портит французам даже эту не слишком корректную по отношению к внимательному покупателю акцию. Старший брат С-Crosser, собранный в стране восходящего солнца кроссовер Mitsubishi Outlander XL, еще целый месяц будет продаваться по специальной цене 849 000 рублей. Разница в 145 000 рублей – а машины-то идентичны!
У Mitsubishi, кстати, спецпредложение нынче не одно. Марка очень долго не принимала участие во всеобщей вакханалии скидок – крепилась и терпела, не уступая клиентам ни рубля. Зато теперь, когда конкуренты уже сдулись, японцы поднатужились и снизили цены. Объявленные в сентябре скидки, впрочем, распространяются только на машины 2008 года выпуска. Зато распродажа касается всего модельного ряда марки, кроме Mitsubishi Colt и Lancer Classic (Lancer IX). По действующей акции Lancer X продается по цене от 539 000 рублей (за автомобиль с двигателем 1,5 литра и МКПП в комплектации Invite) – ровно столько стоит Lancer Classic с аналогичным оснащением. Внедорожник Pajero Sport сейчас можно купить за 941 000 рублей. Впрочем, эти скидки у Mitsubishi будут недолгими – 31 октября специальная акция закончится.
Не слишком долго, видимо, осталось существовать и спецпредложению от компании Fiat. Распродажа, объявленная летом, хоть и была бессрочной, но распространялась только на машины 2008 года выпуска, оставшиеся на складах. Впрочем, пока что еще реально отыскать, например, Fiat 500 за 455 000 рублей. Прежние же скидки сохраняются частично и у японского концерна Nissan. До Нового года у дилеров еще можно будет обнаружить Nissan Almera Classic по цене от 399 000 рублей, Qashqai – от 670 000, а X-Trail – от 873 000 рублей. При этом, правда, производитель прекратил распродавать другие свои модели, а заодно с 30 сентября свернул и специальную кредитную программу, сохранив только стандартную.
Впрочем, в сентябре на рынке появились новые кредитные предложения. Собственной программой наконец обзавелась компания Renault. Теперь любой новый автомобиль этой марки можно купить в кредит на три года с нулевым процентом. Для этого, правда, потребуется внести 30-процентную предоплату за автомобиль. Зато не нужно собирать пачки документов – достаточно паспорта и водительского удостоверения.
Компания Audi в середине сентября запустила краткосрочную кредитную программу совместно со Сбербанком. По действующей акции до конца ноября можно оформить кредит на покупку Audi A4 с двигателем объемом 1,8 литра или Audi A6 с мотором 2,8 литра под 9,9% годовых. Условия предоставления кредита жестковаты: предоплата в размере 15% от стоимости машины, срок кредита – 36 месяцев, а валюта – только рубли. Кстати, это кредитное предложение – единственная на сегодня специальная акция фирмы Audi.
Чуть лучше с маркетингом у коллеги фирмы Audi по концерну, марки Volkswagen. Этот импортер с начала октября решил распродавать седаны Passat CC. Автомобили в базовой комплектации до 31 декабря стоят по 999 000 руб. – это примерно на 6% ниже первоначально объявленной цены. Еще представительство решило временно скинуть цену на Phaeton – стоимость этого автомобиля теперь начинается от 2 050 000 рублей. Раньше машина продавалась не дешевле 2 618 000 рублей.
А вот третий бренд концерна Volkswagen, марка Skoda, наоборот, с октября убрала свое и так скромное спецпредложение – скидок на пакеты опций для Skoda Octavia Tour больше нет. Отказались от бонусов и все бренды концерна General Motors – Cadillac Escalade теперь снова стоит два с половиной миллиона, нет скидок при покупке даже год пролежавших на складе автомобилей Saab. И только Hummer по-прежнему держит цены на уровне прошлого года, фактически приравнивая базовый внедорожник H3 к более-менее упакованному кроссоверу Opel Antara.
В октябре в России нашелся один-единственный производитель новых автомобилей, расширивший свою бонусную программу без всяких оговорок. Речь о японской компании Mazda. По новой программе кроссовер Mazda СХ-9 обойдется в 1 399 000 рублей. Год назад, когда только начался ввоз этой машины в Россию, она стоила на полторы сотни тысяч дороже. И даже по летней спецакции автомобиль продавался дороже, чем сейчас. Цена на Mazda CX-7 в октябре тоже оказывается ниже прежней – этот автомобиль сейчас можно купить за 1 169 000 рублей, а в июне он же стоил 1 198 000. Еще есть скидки на пикап BT-50, новую модель Mazda3 и на Mazda5. А цены на все остальные машины сохранены на уровне весенних. Впрочем, акция эта будет недолгой – скидки кончатся в середине ноября. Но и повышения вроде пока не будет.
В целом же сентябрь для авторынка оказался месяцем стабилизации. Производители, у которых по итогам лета цены были значительно ниже прайс-листов конкурентов, подтянули цифры до уровня самых жадных. Из-за этого на рынке почти не осталось особенно выгодных для клиента предложений. Причем этой осенью все бренды вернулись в те же ценовые ниши, которые они занимали ровно год назад, в начале паники по поводу экономического кризиса. Рублевые цены на машины в итоге действительно выросли (в среднем по популярным брендам на 20 процентов). Но есть и плюс - тем, кто готов покупать новые автомобили, этой осенью уже не придется особенно тщательно изучать прайс-листы и ориентироваться в нелогично разбросанных ценах. Рынок стал понятнее.