В поисках Телецкого. Новая дорога, минуя Алтайский край!
В Республику Алтай идет не так много дорог, особой популярностью пользуются две дороги, идущие через город Бийск. Одна через Барнаул Алтайского края, другая через Новокузнецк Кемеровской области.
В августе 2008 года официально открыта технологическая дорога, соединяющая Кемеровскую область и Республику Алтай минуя Алтайский край. Она связывает Ташталог и Турочак и составляет 90 км. 3 ноября команда ДеД Алтай проехала этой дорогой. Наш экипаж состоял из разнополого и разновозрастного состава, что говорит о том, что в данном направлении возможно организовывать семейные туры выходного дня. С оговоркой летние. Но обо всем по порядку.
Дорогу можно условно разделить на 3 участка. Первый участок Новокузнецк — Таштагол. Второй участок — Таштагол — Турочак. Третий участок — Турочак — Артыбаш.
Первая часть известна по зимним поездкам в Шерегеш. Проходила весело под легким накрапыванием дождя и постоянными остановками около стелы Горная Шория, часовни в Мундыбаше и на обзорной площадке на перевале между Казом и Центральным. Стоит отметить, что двое из нашего состава, самая молодая и самая взрослая участницы не были в Таштаголе и данный участок дороги для них был в новинку.
1 участок пути расстоянием 154 км был проехан за 3 часа. Весь участок дороги асфальтирован. В 11.00 мы выехали из Таштагола в направлении Турочак. После выезда из города мною не был замечен указатель направления в Горно-Алтайск на первой же развилке. Поехали мы направо в направлении Алтамаша согласно голосования экипажа, который имел женский перевес.
2 участок пути расстоянием 90 км преодолен за 2 часа с тремя остановками. Дорога проходит по заболоченной местности. Первая остановка была около сколотой горы золотистого цвета. После Алтамаша, в котором есть магазин, сразу начинается подъем на перевал, находящийся на хребте «Бийская грива». Максимальной высотой данного хребта в месте перевала, судя по карте, является г. Асалык (высота 1106 м.). Часть дороги проходит по вершине хребта, имеется оборудованная стоянка, туалет и много аварийных съездов. Ничего не могу сказать про обзорные характеристики смотровой площадки, расположенной на границе Кузбасса и Алтая по причине плохой видимости, связанной с непогодой. Спуск с перевала в сторону Турочака показался мне более крутым и длинным чем подъем. Также имеется много аварийных съездов. Во время спуска и подъема не было замечено ни одного ящика с песком. Весь спуск и подъем по расстоянию занимают не более 10 км. До Алтамаша дорога узкая гравийная, спуск и подъем на перевал широкий и напоминает бетонку. Спуск идет вдоль реки Каяшкан до одноименной деревни. Сразу после спуска начинается гравийная дорога, более широкая и ровная, чем в Кузбассе.
3 участок пути до Артыбаша проходит по асфальту, расстояние 75 км. Первым ориентиром Турочака является мост через реку Лебедь, которая ниже по течению впадает в Бию. В Турочаке движение только прямо. Для меня посещение Турочака было вторым. Первый раз я был в первых числах января 2008 года и та поездка увенчалась аварией, которая произошла во время обгона Уазика. Они просто не показывают поворотов и не смотрят в стекло заднего вида, на чем я и попался. Обгоняя Уазик мне пришлось уходить от удара во время его резкого поворота влево и улететь в сугроб. Для разбора ситуации приехал владелец автомобиля и сказал что здесь ГИБДД нет, указал на сопровождающую его еще одну машину со свидетелями данного ДТП, которые видели включенный поворот. Возвращаясь к нашей поездке, скажу одно: я немного волновался и двигался по населенному пункту со скоростью не более 40 км/час. Благополучно доехав до Артыбаша, мы остановились на причале, на берегу Телецкого озера. Не путешествуя по озеру, оценить его красоту с берега невозможно. Из 5 участников поездки только двое были на озере ранее. Мы произвели длинную фотосесию и поехали на берег Бии жарить шашлыки. Удивительное было рядом, на берегу реки по камням скакал большой заяц, переодевшийся в белую шубу.
Обратный путь мы планировали проехать быстрее, без остановок. Однако наши планы как обычно остались только нашими планами. При подъеме на перевал в 18.00 вместо прогнозируемого дождя пошел снегопад, который сначала заставил показать все свои лучшие качества наш автомобиль, о котором немного ниже, а потом и водителя. Снегопад, идущий на подъеме в перевал меня гипнотизировал, я пытался переключать взгляд с общей картины на детали, с деталей на общую картину, начал вспоминать, что мы не налили духам Алтая взятого с собой глинтвейна, на что мама недоуменно заметила, что я язычник. Никогда не задумывался над этим вопросом, хотя придерживаюсь православной веры, но духов Алтая не забываю. В этих раздумьях мы наконец-то поднялись на перевал и мои мысли вернулись к техногенному вопросу, а именно когда я приобрету себе хороший GPS. Находясь на вершине перевала можно было двигаться во все четыре стороны света, что я и начал проделывать, пока не увидел направляющих знаков. В продолжение техногенной темы хочу сказать об автомобиле. Subaru Forester 2003 года выпуска, коробка автомат, резина зимняя липучка. Спуск, дальнейшие подъемы и движение на трудных участках производил в режиме HOLD, предназначенным для езды на заснеженных дорогах. Машина вела себя очень уверено, за что впору было благодарить Японских духов. Хотя на спуске с перевала меня обогнала машина ВАЗ 21010, водитель которой явнее не замечал, что на перевале идет снегопад и двигался со скоростью опережающей меня в два раза. Спустившись с перевала и увидев на лобовом стекле дождь, наш экипаж улыбнулся. Включили музыку погромче и начали шуршать фантиками от конфет. Я же подумал про то, как удачно алтайские духи передали нас духам Кузбасса. Впереди нас ждал Таштагол и еще один перевал, о котором я только начинал задумываться. Перевал на Таштагольской трассе между Чугунашем и Казом показался мне более жестким по причине большого количества участников движения на данном участке маршрута. Часть машин останавливалась и пережидала машины дорожной службы Каза, которые надо заметить достаточно оперативно отреагировали на снегопад. На спуске мы повстречали две машины, которые двигались в сторону Таштагола и посыпали свежевыпавший мокрый снег неким «песочно-соляным раствором». В очередной раз на вершине перевала у меня возникало желание остановиться и переждать снегопад, однако присутствие в нашем составе девочки 10 лет и наличие всего 2 спальников в купе с полупустым баком бензина делало этот вариант неприемлемым. Благополучно выехав на Бийскую трассу, мы сразу были остановлены инспекторами ГИБДД, которые вместо того чтобы находиться в машине под проливным дождем несли свою службу. Осмотрев со всех сторон машину, они вернули документы и пожелали удачной дороги. Через 7, 5 часов после выезда из Артыбаша мы приехали домой. Только в Новокузнецке я понял причину осмотра инспекторами машины со всех сторон: задний номер был покрыт толстой коркой глины, а передний бампер, а вместе с ним и номер был под 5-сантиметровым слоем снега, превратившегося под дождем и дорогой в лед. Во время проверки документов из машины доносилась музыка из к/ф «17 мгновений весны».