Поиск попутчика

Присоединяйтесь! Тысячи людей ездят ежедневно по схожему маршруту, не зная, что могут ездить вместе. У Вас есть возможность оправдать свой бензин или найти интересного попутчика!


Автомобильный рынок России за 2009 год ужался вдвое
Администратор, 1/26/2010 2:21:44 PM

Провал
Автомобильный рынок России за 2009 год ужался вдвое
Провал
Автомобильный рынок России за 2009 год ужался вдвое
Кирилл Иванов, Анастасия Королькова, вчера
Фото: DRIVE.RU и фирм-производителей
По итогам года российский рынок новых автомобилей откатился на пятое место в Европе. Первыми оказались немцы, которые благодаря продуманной программе утилизации старых машин увеличили продажи на 23%. На второй позиции — Франция (+10,7%). Третьей стала Италия (-0,2%), а четвёртое место у Великобритании (-6,4%).
[...]
  
Общая тенденция наметилась давно. В декабре 2008 года, когда маховик финансового кризиса раскрутился, спрос сократился на 10%. Затем последовал мощный удар по отрасли: в январе 2009-го повысили таможенные пошлины, цены на новые машины взлетели, и доля кредитных автомобилей, которые делали кассу, резко уменьшилась. Даже оптимисты тогда признавали, что рынок по итогам года усохнет как минимум в полтора раза. А оказалось — в два: продано всего 1 465 917 машин.
Лидер по продажам у нас, как обычно, АвтоВАЗ, который весь год сосал деньги из казны. Спрос на его продукцию, однако, снизился на 44% — до 349 490 автомобилей против 622 182 в 2008-м. Но даже такие показатели ещё могут быть поводом для радости в Тольятти, ведь если бы не заградительные пошлины, которые отбили у коммерсантов желание ввозить в Россию подержанные автомобили из-за рубежа, результат оказался бы ещё хуже.
Вазовская продукция оккупировала вершину хит-парада надолго, и чтобы догнать и перегнать отечественного производителя, иностранным брендам придётся либо на 20–30% увеличивать продажи, либо надеяться на остановку производства в Тольятти.
На второй строчке — компания Chevrolet, реализовавшая в минувшем году 104 398 машин против 235 466 годом ранее (-56%). Благодарить американцы должны сразу три сборочных предприятия. На столько же меньше стали покупать продукцию компании Ford (82 083) — у неё третье место в рейтинге. На четвёртой позиции расположился корейский бренд Hyundai (74 607), спрос на автомобили которого из-за остановок производства на предприятии ТагАЗ уменьшился на 61%. Замыкает пятёрку фирма Renault с результатом в 72 284 проданные машины.
Скорее всего, АвтоВАЗ сохранит за собой лидирующие позиции и по итогам 2010 года. А вот кто займёт строчки ниже — большой вопрос. Сильны позиции компании Chevrolet, которая в конце 2009-го начала продавать модель Cruze. Не собирается уступать фирма Renault: в этом году она выведет на рынок в дополнение к седану Logan бюджетный хэтчбек Sandero. Есть ещё Hyundai и Toyota, а также Nissan, который только-только наладил под Санкт-Петербургом производство кроссоверов X-Trail.
«Бюджетники» распилили верхушку рейтинга, а в середине таблицы видны результаты борьбы за премиум-сегмент. Победителем вышла компания BMW (18 383), второе место досталось Audi (17 076), а на третьей позиции оказался Mercedes (16 764). Компании Land Rover (9275) и Volvo (6894), которые по итогам 2008 года заняли два первых места, отступили. В свою очередь, Lexus (6400) и Infiniti (4630), как и в прошлом году, далеко позади. У остальных показатели и вовсе смехотворны.
На самом деле провалились в яму практически все. Положительную динамику показали лишь четыре компании. Всего на 1% улучшил свои показатели Citroen, который реализовал в минувшем году на 143 машины больше, чем в прошлом, — 12 388. Более 100% роста зафиксировано у китайского бренда Geely (7681), чьи руководители активно снижали цены на протяжении всего года. Благодаря огромным скидкам увеличились на 65% продажи Хаммеров (1123). Наконец, на 126% подскочил сбыт коммерческого транспорта марки Isuzu, но цифра эта обманчива: разве так уж велика разница между 86 машинами в прошедшем году и 38 в 2008-м?
Подняться с колен в 2010 году есть шанс у концерна PSA, который весной откроет завод в Калужской области. Вот только предприятие, способное делать 100 тысяч машин в год, до конца 2010-го выпустит лишь 20 тысяч экземпляров модели 308. Всё остальное — в 2011-м.
Удивительно, что некоторые производители ещё не собрали вещи и не отбыли восвояси. Взять, к примеру, итальянцев из Alfa Romeo, которые за весь год продали всего 104 машины. Не лучшим образом обстоят дела у Сааба (368), Крайслера (346), Джипа (416) и Доджа (441). Да и набравший было обороты SEAT сдал — 869 автомобилей.
Не отстают и конкуренты. На питерском заводе General Motors будут производить новое поколение опелевской Астры, в Москве на предприятии «Автофрамос» пропишется хэтчбек Renault Sandero, а на фабрике концерна Volkswagen под Калугой приступили к сборке кроссовера Skoda Yeti.
Ну а самая плачевная ситуация с продажами отмечена у компаний Dodge (-90%), Jeep (-86%), Chrysler (-76%), а также у китайского бренда BYD (-81%) и японской Хонды (-74%). Несладко пришлось и таким маркам, как Opel (-65%), Mazda (-58%), Mitsubishi (-63%) и Toyota (-64%). Зато бренды FIAT (-31%), Skoda (-35%), Volkswagen (-22%), KIA (-20%) и Suzuki (-34%) благодаря российскому производству и низким ценам перенесли год с минимальными потерями.
Лидером среди автомобилей, собранных вне России, является седан Daewoo Nexia (28 233) из Узбекистана. На втором месте — родственный ему Matiz (23 181), а третью строчку занял седан Chevrolet Lanos (23 170), который в середине года сменил имя и фамилию.
Что касается конкретных моделей, то первые четыре места принадлежат АвтоВАЗу. Впервые хит-парад возглавила Priora (99 473). А вот бессменный лидер прошлых лет — «классика» 2105/2107 — из-за падения спроса на 60% скатилась сразу на третье место (67 216), уступив семейству Samara (90 428) и подпустив очень близко «Калину» (60 746). Лидер среди «иностранцев» — седан Renault Logan (53 869), который под конец года смог обогнать всеволожский Ford Focus (52 108). А за ним с большим отставанием следует Chevrolet Lacetti (29 362): спрос на это семейство сократился более чем в два раза — на 64%.
Спрос на седаны и хэтчбеки Mazda3 уменьшился на 64%  — 13 006 против 39 144 штук в 2008 году. Виной тому неоправданно высокие цены на автомобили нового поколения.
И лишь две модели из топ-25 разошлись большим тиражом, чем в прошлом году. Спрос на классическую «Ниву» (26 726) подпрыгнул на 10% (видимо, сказалась реклама самого премьер-министра), а вот продажи кроссовера Kia Sportage (13 717) без участия Путина, но при помощи скидок и местной сборки увеличились аж на 106%, тогда как спрос на его «близнеца» Hyundai Tucson (14 299) упал на 33%.
Ещё больше клиентов потерял на рынке Mitsubishi Lancer. Продажи упали на 76% — до 13 795 автомобилей за год против 56 900 в 2008-м.
А какова ситуация на рынке подержанных автомобилей? На нём общее падение цен за год составило 5,1%. В отличие от сегмента новых машин, где впереди отечественный автопром, на вторичке ситуация противоположная: особенно заметно сократился спрос на продукцию АвтоВАЗа, цены снизились в среднем на 17,8%. Зато из-за неоправданно высоких цен на новые автомобили премиум-брендов более востребованы стали выпущенные под теми же марками модели трёхлетней выдержки (стоимость подскочила на 7,8%).
Наиболее разительно подешевели машины, выпущенные пять-семь лет назад (-19,1%), а меньше всего потеряли в цене самые свежие, до трёх лет, авто (-1,5%).
Прошедший год выявил также интересные изменения в сфере сервисного обслуживания автомобилей. За последние месяцы 2009-го владельцы машин, находящихся на гарантии, стали переходить на обслуживание в независимые автосервисы. Причина обращения к «серым» дилерам проста: они, по словам автовладельцев, делают ремонт и быстрее и качественнее. Эксперты утверждают, что эта тенденция сохранится и в 2010-м. Если сейчас количество отказывающихся от официальных дилерских программ оценивается в 5–10% от общего числа владельцев гарантийных авто, то в течение года их может стать 20–25%, а в дальнейшем и вовсе 50%.
Всё чаще из официальных сервисов уходят владельцы полутора-двухлетних машин — те, кто, с одной стороны, успел оценить зачастую неоправданно высокую стоимость обслуживания в дилерских центрах, а с другой — убедился в отсутствии каких-то явных дефектов и брака в собственных автомобилях.
Сохранят ли положительную динамику удержавшиеся на плаву и найдут ли свой спасательный круг утопающие? Прогнозы на 2010 год отнюдь не радужные. Самый оптимистичный вариант — ситуация стабилизируется, и продать получится около 1,5 миллиона машин. Игроки рынка возлагают большие надежды на программу правительства по утилизации старых авто (она начнёт действовать 8 марта), а кроме того, на увеличение количества моделей, которые будут собираться на территории России.
Продажи новых легковых автомобилей и лёгкого коммерческого транспорта в России по маркам в 2009 г. (данные AEB)
Марки 2009 2008 % декабрь 2009 декабрь 2008 %
1 Lada 349490 622182 -44% 27813 37138 -25%
2 Chevrolet 104398 235466 -56% 9298 19986 -53%
3 Ford 82083 186828 -56% 7005 17820 -61%
4 Hyundai 74607 192719 -61% 7886 9706 -19%
5 Renault 72284 108070 -33% 6266 8286 -24%
6 KIA 70088 88152 -20% 8001 4418 +81%
7 Toyota 68731 189966 -64% 5843 13734 -57%
8 Nissan 64221 146548 -56% 4961 11870 -58%
9 ГАЗ 58205 131003 -56% 5920 7538 -21%
10 Daewoo 51414 95510 -46% 4451 3350 +33%
11 Mitsubishi 41354 111567 -63% 2316 7042 -67%
12 Volkswagen 39488 50525 -22% 3017 5281 -43%
13 УАЗ 34660 53773 -36% 5571 4727 +18%
14 Opel 34277 98800 -65% 1761 7338 -76%
15 Skoda 33002 50733 -35% 2913 4981 -42%
16 Mazda 30643 73271 -58% 1716 3560 -52%
17 Peugeot 29748 48085 -38% 1998 4167 -52%
18 Suzuki 25335 38314 -34% 2648 2759 -4%
19 Honda 23222 89152 -74% 1439 11128 -87%
20 FIAT 18100 26058 -31% 2418 1978 +22%
25 наиболее продаваемых моделей легковых автомобильных марок в России в 2009 г. (данные AEB)
Марки 2009 2008 % декабрь 2009 декабрь 2008 %
1 Lada Priora 99473 128175 -22% 8230 8652 -5%
2 Lada Samara 90428 167441 -46% 6849 8968 -24%
3 Lada 2105/2107 67216 168176 -60% 4843 8866 -45%
4 Lada Kalina 60746 94094 -35% 4590 7460 -38%
5 Renault Logan 53869 74300 -27% 5143 5258 -2%
6 Ford Focus 52108 93496 -44% 4617 10149 -55%
7 Chevrolet Lacetti 29362 81656 -64% 2834 6820 -58%
8 Daewoo Nexia 28233 50814 -44% 2715 1833 +48%
9 Lada 4x4 26726 24349 10% 3161 2073 +52%
10 Chevrolet Niva 24520 47486 -48% 2593 3178 -18%
11 Daewoo Matiz 23181 44696 -48% 1736 1517 +14%
12 Chevrolet Lanos 23170 49284 -53% 1155 4788 -76%
13 Opel Astra (вкл. Astra Cabrio) 18952 42259 -55% 1066 3343 -68%
14 Kia cee'd 18943 25040 -24% 1945 1801 +8%
15 Hyundai Getz 18560 37886 -51% 1092 1963 -44%
16 Toyota Camry 16452 28029 -41% 1525 2102 -27%
17 Toyota Corolla 16067 63986 -75% 636 4838 -87%
18 Chevrolet Aveo 15996 34362 -53% 1299 3453 -62%
19 Hyundai Tucson 14299 21213 -33% 2108 1284 +64%
20 Mitsubishi Lancer X 13795 56900 -76% 346 3199 -89%
21 Kia Sportage 13717 6643 106% 1893 409 +363%
22 Nissan Qashqai 13640 31945 -57% 1289 2928 -56%
23 Mazda3 13006 39144 -67% 475 1897 -75%
24 Suzuki Grand Vitara 12679 19897 -36% 1672 1253 +33%
25 Nissan X-Trail 11505 24521 -53% 342 2169 -84%
Надеемся, что «рекорд» 2009 года не будет побит.
 

Ìíå íðàâèòñÿ! Ïîäåëèòüñÿ

Êîììåíòàðèè

Êîììåíòàðèåâ íåò

Äðóãèå òåìû