Автопроизводители бьют тревогу – национальные предпочтения автомобилистов стремительно меняются. Для многих компаний эта тенденция несет серьезные убытки. Пока весь мир пересаживается на малолитражки, все больше и больше россиян предпочитают ездить на внедорожниках.
На днях гендиректор компании Ford Motor Алан Маллоли официально заявил: американцы разлюбили большие внедорожники и пикапы, пишет Bloomberg. «Мы еще никогда не видели такого быстрого падения. Это очень существенное изменение в выборе покупателей», – сказал Маллоли в Детройте. Основной причиной падения спроса на большие пикапы глава Ford считает растущие цены на бензин в США.
Из-за проблем с топливом крупные автоконцерны даже организовали серию кампаний – тем, кто берет себе большие машины, выдают годовые талоны на бензин.
Впрочем, многих американцев от крупных машин отпугивают еще и штрафы, которые в самое ближайшее время вступают в силу для неэкологичного транспорта. Как следствие, продажи в этих традиционно самых популярных в Штатах автомобильных сегментах сокращаются настолько стремительно, что эксперты уже поговаривают о поголовном переходе Америки на малолитражки.
Маркетологи давно обратили внимание: модель, которая в одном регионе стала бестселлером, в другой стране может не попасть даже в двадцатку самых продаваемых машин. Ведь у покупателей разных континентов разные потребности, и выбор автомобиля связан с целым рядом аспектов. Например, принципиальными могут оказаться ширина улиц, качество дорог и цена на топливо, а также среднее число машин на семью и, конечно, менталитет. Все эти факторы в комплексе образуют национальные портреты автомобилей-любимчиков. «Газета.Ru» изучила статистику продаж в разных странах, чтобы найти самые популярные типы кузова в разных регионах.
Если для США страсть к компактам в новинку, в Старом Свете большинство бестселлеров давно относятся к этому сегменту (данные JATO Dynamics).
«Малыши» типа Peugeot 207, Volkswagen Golf или Renault Clio – самые продаваемые модели в Европе, идеально приспособлены для узеньких переулочков – они маневренные и легко паркуются в условиях дефицита места. Впрочем, и тут не обошлось без изменений. Если раньше малолитражки были в основном хетчбэками, теперь в моду уверено входят универсалы, заметили журналисты британского издания «What Car?»
Причем европейские компакты из поколения в поколение стабильно набирают в габаритах.
А вот в Японии ситуация строго противоположная – здесь наиболее продаваемый сегмент машин – супермини, которые с каждым годом становятся все миниатюрнее. Но одновременно эти машинки становятся все технологичнее и комфортней. Примечательно, что здесь бегают по дорогам в основном автомобили, сделанные специально для местного рынка. Среди наиболее продаваемых моделей доминируют Toyota. Кроме того, пользуются спросом маленькие Nissan, Mazda, Suzuki. Впрочем, популярность местного автопрома не только результат индивидуального подхода этих производителей, но и часть госполитики: «иностранцев» в Японии облагают очень высокими налогами.
Компакты постепенно набирают популярность даже в России. «Малыши» последние пару лет уверенно отвоевывают себе по несколько процентов у среднеразмерных седанов, замечают специалисты НАПИ. Среди самых продаваемых малолитражек Daewoo Matiz и Hyundai Getz (данные Ассоциации европейского бизнеса). Доля продаж машин класса А и В – 14% от всех продаваемых новых иномарок.
Впрочем, эксперты считают, что спрос на них стимулирует общее удорожание на рынке (оно составило около 12% за прошлый год), а не инициативы столичной мэрии, которая обещает выдавать карточки на бензин владельцам и сделать для них дешевле парковку.
Отечественные автолюбители с большим энтузиазмом покупают внедорожники (их доля от рынка 13%). Вот уже больше года этот автомобильный класс набирает продажи самыми быстрыми темпами. Именно на внедорожники делают ставки многие производители, которые готовятся запустить у нас свои сборочные заводы. В их числе General Motors, Nissan, Mitsubishi, Suzuki. Впрочем, не забывают производители и про консервативность россиян. Подавляющее большинство машин, которые продаются на отечественном рынке, – среднеразмерные седаны С-класса: Ford Focus, Renault Logan, Hyundai Accent.
Любовь к седанам роднит Россию с другими развивающимися рынками, такими как Китай и Бразилия.
Дело в том, что в большинстве стран с низким уровнем жизни машина помимо практических целей указывает еще и на статус ее владельца. Много лет седаны ассоциировались с представительским классом и с роскошью. Отсюда такая гипнотическая сила этих далеко не самых практичных в условиях России машин. По данным НАПИ, в 2007 году седаны составили 68% от всех продаж в стране.