Натягиваю «балаклаву» из огнеупорного «Номекса», хватаю шлем с «переговоркой» и пытаюсь пробраться через нагромождение стальных труб и попасть «пятой точкой» в узкий нерегулируемый «ковш». Получилось. Причём легко. Механик помогает застегнуть ремни безопасности. Слышу в наушниках: «Nice to meet you», жму руку в гоночной перчатке. Я – в боевой Skoda Fabia S2000, а слева – Ян Копецки, гонщик заводской команды Skoda. Так началось моё знакомство с гоночной серией Intercontinental Rally Challenge.
Skoda Fabia S2000 оснащается 2-литровым атмосферным бензиновым двигателем, который развивает 265 лошадиных сил и 245 Н•м крутящего момента. Полноприводная трансмиссия с механическими дифференциалами стандартизирована для всех машин этого класса и поставляется фирмами Sadev и X-Trac. 18-дюймовые колёса OZ Racing на сликах BF Goodrich используются на асфальтовых гонках (также ставятся 355-миллиметровые тормозные диски Brembo), а на гравийных этапах Фабию «переобувают» в 15-дюймовые колёса с 300-миллиметровыми тормозами
|
Длинная «трель» стартера, и под капотом с явным недовольством оживает двухлитровая бензиновая «четвёрка». Но недолго я наслаждаюсь неровными холостыми оборотами и вибрациями по кузову – Ян рывком срывает машину с места. Плавно это сделать не позволяет секвентальная кулачковая коробка передач X-Trac. И теперь главное – упереться что есть сил ногами в штурманскую подставку!
[...]Рёв мотора, вой трансмиссии и громкие «отстрелы» выхлопной системы – что может быть приятнее слуху человека, по чьим венам течёт высокооктановый бензин? В первом же повороте Ян срывает зелёную Шкоду в занос, и мы соскакиваем на узкий асфальтовый спуск в лесу. Третья, четвёртая, пятая, шестая – к счастью, я вижу только номер передачи на большом жидкокристаллическом экране.
Skoda Fabia S2000 неплохо дебютировала в первенстве IRC – в первой же гонке сезона-2009 Ян Копецки финишировал четвёртым, с тех пор дважды занимал вторые места (включая дубль Skoda в Ралли России) и наконец одержал свою первую победу в IRC на Barum Czech Rally Zlin, выиграв 7 из 15 спецучастков
|
Но я не ору благим матом от страха и эмоций. Во-первых, я доверяю пилоту на все сто процентов. Или убеждаю себя, что доверяю. Во-вторых, это всё равно бесполезно. А, в-третьих, я вижу только кроны деревьев, пролетающих мимо. Штурманское кресло установлено очень низко, так что перед глазами – лишь остатки передней панели, отделанной антибликовым материалом, и нехитрый инвентарь «ко-драйвера».
Ян Копецки рассказывает о Fabia S2000 и сравнивает её с болидами WRC: «Конечно, раллийные машины группы S2000 нельзя сравнивать с WRC – здесь и двигатель без наддува и трансмиссия с механическими дифференциалами, поэтому приходится корректировать стиль вождения. Но, несмотря на солидный проигрыш в скорости, S2000 очень приятно управляются. Кроме того, машины категории S2000 гораздо дешевле, что увеличивает число участников и делает гонки более зрелищными»
|
О том, что Копецки «валит» на всю катушку, я могу понять только по уровню ускорений. На торможениях без упора обойтись нельзя – иначе тело будет в синяках от ремней. А какой «держак» в поворотах! Сейчас мы улетим? Нет! Раллийные слики BF Goodrich в сочетании с гоночными амортизаторами Reiger Racing удерживают 1200-килограммовую Фабию на, казалось бы, запредельных скоростях. Пролетаем лес, эффектный разворот с «ручником» – и обратно.
Набравшись смелости, выглядываю чуть выше – выщербленный асфальт, а по краям совсем не саженцы, а многолетние деревья. Скорость? Огромная – даже на шестой передаче двигатель уже едва ли не в «отсечке». Но на лице Яна Копецки не дрогнул ни один мускул – для чемпиона Чехии по ралли и бывшего пилота WRC эти дорожки всего лишь разминка перед очередным этапом серии IRC, Barum Rally Zlin.
Юхо Ханнинен начал гонку с победы на «зрительском» участке в Злине. Но затем Ханнинен откатился назад – слишком уж специфичен асфальт для скандинавских пилотов. Однако в итоге он смог нащупать свой ритм и за счёт стабильного и быстрого (он выиграл в общей сложности 4 СУ) пилотажа и сходов соперников смог дополнить успех Skoda на третьей ступеньке пьедестала почёта
|
Ретардер из конусов перед командным шатром Копецки тоже проходит эффектно, на радость фотографам. Останавливаемся. На лице – идиотская улыбка, на языке – сплошные эмоции. Не страшно, сердце стучит не от адреналина, а от восторга. Благодарю Яна и вновь преодолеваю стальной лабиринт, уступая место коллеге, которому ещё предстоит пережить несколько приятных минут...
В чешский Злин я попал, конечно же, не случайно, а по приглашению Skoda. И чтобы сразу нырнуть с головой в атмосферу IRC, организаторы устроили вот такое лакомое блюдо. Кстати, можно было прокатиться и с Юхо Ханниненом – финн не только выиграл Ралли России в этом году, но и отлично выступил на домашнем этапе WRC, где он финишировал первым в группе N4 и десятым в «абсолюте».
Но я предпочёл Копецки – ведь Barum Rally Zlin, на которое мы, собственно, и приехали, проводится по асфальту. Так что на его стороне была не только армия болельщиков в «домашней» гонке, но и его излюбленное покрытие. Забегая вперёд, скажу, что я не ошибся – Ян Копецки выиграл ралли с большим отрывом. Но этому предшествовало немало интересных событий.
Во-первых, в лагерь команды нагрянул… Евгений Новиков! Российский пилот решал на Barum Rally Zlin несколько задач. Это была и тренировка на асфальте перед испанским этапом WRC, который пройдёт в октябре, и первая гонка с новым штурманом – Стефаном Прево. Бельгиец прежде ездил в одних экипажах с Бруно Тири, Франсуа Дювалем и Крисом Аткинсоном и заменил Дэйла Москатта, с которым команда E-ART приняла решение расстаться.
Бельгиец Фредди Лойкс выиграл Barum Rally Zlin в прошлом году и был близок к хорошему результату и в 2009-м. Но технические проблемы в воскресенье выбили бывшего пилота WRC из борьбы
|
А приехал Новиков для того, чтобы провести первые тесты Skoda Fabia Super 2000, на которой ему и предстояло покорять чешский асфальт. По словам Евгения, никаких особых предпочтений при выборе машины не было, просто Skoda сделала самое выгодное предложение. Выбор был сделан незадолго до старта, поэтому осваиваться Новикову пришлось уже по ходу ралли.
Справлялся с этим Новиков весьма неплохо – после вечернего 9-километрового зрительского суперспецучастка он расположился на 12-й позиции. А пилоты заводской команды Skoda – Ханнинен и Копецки заняли первые два места. Главными же неудачниками пятницы стали лидер чемпионата Крис Мик, который вылетел и доезжал «доп» на колёсном диске, и пилоты Proton – из-за схожих проблем с двигателями Брайан Буфье вообще не смог стартовать, а его напарник, Гай Уилкс, стал лишь 29-м.
Джандоменико Бассо (вверху) с самого старта взял хороший темп и стабильно держался в тройке лидеров. Но ошибка и серьёзная авария итальянца лишили его шансов на подиум. А ведь в Чехию Бассо приехал на коне – он выиграл предыдущий этап серии в Португалии. Его соотечественник, Марко Кавиджиоли (внизу) пытался привлечь внимание длинноногими красотками, но в гонке выглядел бледно и финишировал лишь 17-м
|
Суббота началась быстрыми лесными участками. И здесь Копецки был неудержим! Чех на первом же «допе» разом «привёз» Ханнинену 12 секунд и вышел в лидеры ралли. Финн же, напротив, откатился на третье место, пропустив вперёд ещё и Николя Вуйоза на Peugeot. За «бронзу» сразу же началось «рубилово» – в четыре секунды от Ханнинена уложились ещё и Джандоменико Бассо (Abarth), и прошлогодний победитель Фредди Лойкс (Peugeot), и Лука Россетти (Abarth). А Новиков поднялся на восьмое место.
Горячую поддержку болельщики оказывали чеху Вацлаву Пеху. И не зря – Пех ехал не только эффектно, но и эффективно и в неравной схватке с «Суперами» довёл-таки свой Mitsubishi Lancer Evolution IX к восьмому месту на финише, став лучшим из «серийных» представителей группы N4
|
К слову, Ян Копецки лидерства уже не уступил, а сильнее всего местный герой оторвался, когда в середине дня начался ливень. К тому моменту Вуйоз уже сошёл, а Ханнинен и Новиков начали потихоньку пробираться вперёд. И тут с 8-го СУ приходит известие – Бассо угодил в аварию, «доп» отменили и перевели в дорожный режим. Непонятно, куда так нёсся итальянец, если на тот момент он уступал лидеру больше 50 секунд…
Ещё один любимчик местной публики и, кстати, бывший пилот команды Skoda в чемпионате мира по ралли, Роман Креста, не выдержал напора Юхи Ханнинена и за 2 «допа» до финиша уступил финну третье место
|
А на первом же воскресном СУ сошёл и Фредди Лойкс, окончательно лишив интриги гонку. Так Копецки и закончил «домашнее» ралли заслуженной победой. Вторым добрался до финиша неудачник пятницы Крис Мик, а до третьего места поднялся-таки Юхо Ханнинен. Жаль, что из-за технических проблем раньше времени закончил гонку Евгений Новиков – а ведь шёл москвич в очковой зоне. Но, несмотря на досадную поломку, экипаж остался очень доволен и гонкой, и совместной работой. Теперь перед ними главная задача – испанский этап WRC.
Крис Мик начал гонку с досадной ошибки на пятничном «потешном» спецучастке, но отчаянно прорывался наверх, выиграл 4 «допа» и в итоге финишировал вторым, сведя потери в чемпионате к минимальным двум очкам. Так что в Испанию, где с 10 по 12 сентября пройдёт очередной этап IRC, англичанин приедет лидером турнирной таблицы
|
Что до ситуации в первенстве IRC, то успех Копецки в Barum Rally Zlin позволил сократить отставание от лидера серии, Криса Мика, всего до 3 очков. Впереди ещё три этапа, два из которых пройдут по асфальту. Так что у Яна Копецки и Юхо Ханнинена есть козыри в рукаве – уже в первый свой сезон Skoda Fabia Super 2000 доказала свою конкурентоспособность в любых условиях. И пусть в командном зачёте армада Peugeot выглядит недосягаемой, но чехи могут вполне резонно надеяться на первый титул в личном зачёте IRC.
Вадим Гагарин
Фото автора
ИСТОРИЯ
У Шкоды очень богатая раллийная история, но если рассматривать современную эпоху, то, пожалуй, всё началось после Skoda Favorit с моделью Felicia. Cамая яркая страница в истории «боевой» Фелиции – это, несомненно, Ралли Великобритании 1996 года, когда Стиг Бломквист за рулём 1600-кубовой Skoda Felicia класса А6 финишировал третьим в абсолютном зачёте, лишь 15 секунд уступив Армину Шварцу на заводской Toyota Celica GT-Four! При этом швед объехал огромное количество полноприводных машин и двухлитровых «кит-каров»
|
Дебют в высшей лиге WRC доверили Skoda Octavia. Первым ралли для Octavia WRC стал этап в Монте-Карло 1999 года, а всего машина пережила три эволюции, но так и не добилась особых успехов – на счету команды лишь 60 очков за 5 неполных сезонов. А лучшим результатом стало второе место Армина Шварца на Сафари Ралли в Кении. Зато Octavia установила несколько своеобразных рекордов – это единственная машина WRC с 20-клапанным двигателем, а также самая большая по размерам за всю историю WRC. Кроме того, двигатель Октавии отличался самым длинным ходом поршня, что позволяло «снимать» с двухлитрового мотора аж 520 Н•м крутящего момента. Но всё это не имело никакого значения – огромные габариты похоронили перспективы Октавии в ралли
|
В 2003 году на немецком этапе громоздкую Октавию сменила компактная и юркая Fabia WRC. Но машина получилась «сырой» и частенько ломалась, так что до конца сезона на счету Фабии в командном зачёте числилось лишь 3 очка. На сезон-2004 чехи взяли тайм-аут для решения всех проблем и начали готовиться к чемпионату 2005 года. Дела действительно пошли лучше – за 2005 год на счету Skoda было 22 очка. А настоящую сенсацию сотворил Колин МакРэй – на последнем этапе сезона в Австралии шотландец шёл вторым в «абсолюте» (!), но из-за необязательной смены коробки передач на финальном сервисе МакРэй опоздал на старт и был исключён из гонки. Обидная ошибка команды лишила её лучшего результата за карьеру в WRC. Дальнейшие выступления Skoda Fabia WRC обеспечивались силами частных команд, что, впрочем, не помешало Яну Копецки занять пару раз 5-е места
|
Skoda Fabia S2000 отпраздновала своё «рождение» в феврале 2008 года. Тогда ещё – в виде прототипа. За несколько месяцев команда испытателей, в которую входили Ян Копецки, Раймунд Баумшлагер, Себастьян Линдхольм и даже двукратный чемпион мира, Карлос Сайнц, преодолела на трёх прототипах около 5 тысяч километров
|
А боевое крещение Skoda Fabia S2000 состоялось на прошлогоднем Barum Rally Zlin. Тогда Ян Копецки участвовал «нулевым» экипажем – эта машина идёт уже непосредственно перед основным каналом пилотов, проверяя обстановку на трассе
|
ПИЛОТЫ
Ян Копецки родился 28 января 1982 года в чешском городке Опочно. Его дебютным этапом в чемпионате мира по ралли стала гонка в Германии в 2002 году – тогда Копецки сошёл на СУ5, разбив Toyota Corolla WRC. Там же, но в 2003-м и за рулём Skoda Octavia WRC Ян был уже 20-м, а спустя ещё год стал чемпионом Чехии по ралли. А лучшими результатами в WRC для Копецки остались два 5-х места, завоёванные на Ралли Каталония-2006 и Ралли Германии-2007. Зато карьера в IRC у Копецки сложилась куда успешнее – четыре 2-х места и долгожданная победа, одержанная как раз на Barum Rally Zlin-2009
|
Послужной список Юхи Ханнинена несколько скромнее. Он родился 25 июля 1981 года в финском городке Пункахарью, а его карьера началась в 2003 году в чемпионате Финляндии по ралли - тот сезон он закончил 8-м. Удачно Ханнинен дебютировал и в WRC - в своей первой же гонке (Швеция-2006) он стал 15-м в "абсолюте" и первым в группе N4. Свой успех он закрепил в том же сезоне на Ралли Сардинии, вновь выиграв гонку в зачёте N4. В следующем году Ханнинен участвовал в группе N4 по полной программе, став пятым по итогам сезона. Тогда же, в 2007-м, он заработал своё первое очко в WRC за 8-е место на Ралли Сардинии за рулём Mitsubishi Lancer WRC. А с 2008 года финн перешёл в чемпионат IRC, где одержал уже две победы. И обе, кстати, на Ралли России
|
Вадим Гагарин